ШАГ 7 октября 2021 года
07.10.20217 октября 2021 года учащиеся 9 класса ГУО «Средняя школа № 4» приняли активное участие в проведении информационно-образовательного проекта «ШАГ» - «Школа Активного Гражданина» по теме «СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны»
Ведущим был учитель истории Пчельникова Оксана Владимировна. Мероприятие проходило в формате «открытого диалога». Учащимся была представлена презентация, каждый желающий мог высказать свое мнение о важности и об актуальности данной темы, задать интересующие его вопросы.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:
- «Мероприятия по укреплению обороноспособности страны»;
- «Военно-патриотическая и оборонительно-массовая работа»;
- «Вооруженные силы СССР»;
- «Западный Особый военный округ».
Ребята с интересом слушали выступающего и имели возможность задать вопросы.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, какие мероприятия руководства Советского Союза по укреплению обороноспособности страны имели наибольшее значение для победы советского народа в Великой Отечественной войне? Свое мнение объясните.
- В стране ускоренными темпами развивалась оборонная промышленность. Были разработаны новые виды вооружений и боевой техники. Как вы думаете почему, несмотря на проведенную работу по укреплению обороноспособности страны, Красная Армия летом 1941 года вынуждена была отступать?
- Какое значение, на ваш взгляд, имело создание в СССР и БССР в 1930-ые гг. физкультурных, спортивных обществ, проведение соревнований «Готов к труду и обороне»?
- Как вы думаете, с чем было связано принятие в СССР 1 сентября 1939 г Закона о всеобщей воинской обязанности?
- Что было сделано советским руководством в 1930-ые гг. для укрепления Вооруженных Сил СССР?
Анализируем таблицу «Соотношение вооруженных сил Западного Особого военного округа и группы армий “Центр”» на слайде презентации.
|
Дивизии |
Личный состав |
Орудия и минометы |
Танки |
Боевые самолеты |
Западный Особый военный округ |
55 |
более 673 000 |
13 125 |
2900 |
1832 |
Группа армий «Центр» |
47 |
820 000 |
10 763 |
1177 |
1468 |
- Проанализируйте данные таблицы и сделайте выводы о боеспособности Западного Особого военного округа и группы армий «Центр».
- Почему при почти равном соотношении сил Западного Особого военного округа и группы армий «Центр» боеспособность ЗапОВО летом 1941 года оказалась ниже?
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учителем истории и учениками была обсуждена актуальность данной темы.
22 июня 1941 г. нацистская Германия вероломно напала на СССР. В короткий срок страна стала единым мощным монолитом фронта и тыла.
Какие из принятых накануне войны мер, по вашему мнению, были самыми значимыми для организации обороны? Свое мнение аргументируйте.
Танки и самолеты были преимущественно устаревших типов. Военно-воздушные силы не имели централизованного управления. Современных средств связи не было, не хватало транспорта. Дисциплина была слабой.
Сегодня одна из главных задач, стоящих перед мировым сообществом – не допустить повторения подобных конфликтов.