Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Средняя школа №4 г.Слуцка
ПАМЯТКА СЕМЕЙНОМУ ОКРУЖЕНИЮ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-10 лет) «Подвиг и геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»
Уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Попытайтесь ответить себе на вопрос: «Почему так важно сохранять память о подвиге и геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны?».
Если ответ на него вызывает затруднения мы сможем вам помочь:
- чтобы не допустить ошибки, которые привели к таким ужасным и кровавым для нашего народа историческим событиям;
- чтобы наши дети и их потомки знали правду о Великой Отечественной войне, потому что сейчас многие заинтересованы в ее искажении (например, дети и молодежь в западных странах уверены в том, что фашизм был побежден США, а нашим солдатам, ценой своих жизней спасшим Европу, сносят памятники);
- чтобы наши дети выросли в уважении к героизму и жертвам людей прошлого, благодаря которым мы с вами можем жить, любить, мечтать, достигать целей и быть счастливы под мирным небом.
Еще один важный вопрос: «С чего начинается Родина?».
Ответы на него есть в одноименной песне, которую когда-то исполнял Марк Бернес. Прослушайте ее сами, а потом с ребенком, постарайтесь примерить предложенные автором художественные образы на себя и тогда вам легко будет объяснить ребенку, почему все это «в любых испытаниях у нас никому не отнять». Сделав это, вы и сами сможете понять, почему так важно в мире информационных технологий, яркой и динамичной компьютерной графики все же быть Человеком – личностью, благодарной и духовно привязанной к своей семье, дому, стране – Родине.
Теперь можно приступать к основной работе с ребенком, но для того чтобы она стала результативной, пожалуйста, учитывайте следующие рекомендации.
1. Индивидуализация
Многое зависит от учета психофизиологического и личностного развития, от того, когда, на каком возрастном этапе конкретного ребенка какие формы и методы применять. Например, если ваш ребенок существенно опережает сверстников по своим социальным и интеллектуальным качествам, интересуется данной тематикой можно не дожидаться школьного возраста для разговоров о войне. В любом случае рекомендуется ознакомить ребенка с подходящими для его особенностей (характера, интересов) формами сохранения исторической памяти (совместный просмотр фильмов, прочтение книг, прослушивание и заучивание песен и стихов о войне, посещение мемориальных комплексов и музеев, памятников, массовых площадок государственных праздников, просмотр телепередач (например, парад, минута молчания), участие в акциях памяти и др.). Очень важно обсуждать с ребенком его впечатления от проведенного мероприятия (просмотренного фильма или посещения мемориального комплекса). Это позволит устранить возможные пробелы в восприятии художественных образов, а также позволит лучше усвоить информацию.
2. Особенности психологического восприятия информации
С учащимися начальной школы говорить о геноциде, о тех ужасах, которые происходили, об уничтожении мирного населения на оккупированных нацистами территориях надо очень аккуратно – их психика очень подвижна. Но именно в этом возрасте следует заложить общее понимание трагедии и подвига белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Поэтому избегайте натуралистических фото и видео изображений, как правило имеющихся в документальных материалах о войне, старайтесь донести информацию понятно. Например: «Представь себе, что в твоем классе погиб каждый третий ученик. Так когда-то давно фашисты поступили со всем нашим народом. В нашей семье в это число попали твои …. Если будешь помнить об этом, то тогда все они погибли не зря. Они победили фашизм. А мы (весь наш народ), заплатив такую страшную цену за победу, сделаем все, чтобы это не повторилось».
В таком возрасте важно не допускать самостоятельный (без присмотра родителей) поиск информации по теме, поскольку психика ребенка еще не готова увидеть или услышать все ужасы тех событий. Поэтому рекомендуем показать данную памятку всем членам семьи и родственникам, с которыми общаются ваши дети, во избежание получения от них информации, не предназначенной для детей их возраста.
3. Сущность и методы работы
Главное при работе над развитием индивидуальной исторической памяти в этом возрасте это создание в сознании ребенка достоверных и непротиворечивых образов исторического прошлого, развитие у него ощущения личной сопричастности (восприятие подвига своего прадеда/прабабушки как своего собственного). Это послужит формированию личности, испытывающей гордость за героизм своего народа, соизмеряющей свои поступки с полученными представлениями.
Для этого целесообразно:
говорить с ребенком в правильное время и в правильной обстановке.
Важную роль играет предшествующее эмоциональное состояние ребенка, выбранное (свободное от других обычных занятий или развлечений) время, а также место беседы (музей, мемориальный комплекс, дом (квартира) старших родственников, и др.);
сопровождать свой рассказ наглядным материалом: фотографиями, в том числе из семейного альбома, письмами, семейными реликвиями (награды и др.);
не перегружать ребенка сложным материалом: не нужно указывать конкретных дат каких-то событий, точных цифр – они затрудняют восприятие;
говорить понятно и адаптивно: использовать доступную детям лексику, объяснять значение незнакомых слов, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями;
соблюдать логику содержания, системность и последовательность доведения материала.
Для выполнения последней из указанных выше рекомендаций и для того, чтобы ребенку было понятно, о чем идет речь, начинайте с объяснения «страшных» слов, которые скорее всего в этом возрасте он уже слышал или видел. Такими словами являются «нацизм» и «фашизм». Очень важно, чтобы эти слова были осмыслены ребенком, значение их было понятно (например, «фашизм (нацизм)» это когда одни люди могут уничтожать других потому что считают себя лучшими. Это не человеческая и даже не звериная (звери убивают чтобы жить) позиция (мысль, идея), которая была использована для одурманивания немцев в годы Великой Отечественной войны, чтобы они и их пособники уничтожали наших предков. Это не замысловатые руны и символы, это огромное число жертв среди мирного населения, которое стало результатом бесчеловечных действий фашистов (нацистов).
После того как вы убедились, что ваш ребенок понял, кто такие фашисты (нацисты), давайте попробуем понятно объяснить, что такое геноцид белорусского народа.
Пример: «Все люди равны. Они могут быть хорошими и плохими, умными и глупыми, маленькими и большими, но все они равны в своем праве на жизнь, здоровье, обучение и т.д. Это главное правило, которое делает человека человеком. У тебя в классе все дети разные. У каждого свой характер, способности и особенности. Но никого из детей не выгоняют из школы за неуспеваемость, другой цвет кожи, прическу, национальность, не лишают обедов, не отправляют в тюрьму, потому что в нашей стране это правило соблюдается неукоснительно.
Почти 80 лет назад, когда твои прадедушки и прабабушки были такими как ты, на нашу землю напали немецко-фашистские захватчики – жители страны Германия, одурманенные собственной властью (Гитлером и его окружением). Они считали себя самыми лучшими на земле и поэтому хотели иметь власть над всеми остальными людьми и территориями. На нашу страну они напали, чтобы забрать нашу землю, наши богатства, уничтожить большую часть населения, нашу культуру, заставить оставшихся в живых на них работать. Они хотели лишить нас Родины, дома, семьи, памяти и достоинства. Немецко-фашистские захватчики использовали жестокие методы и средства, чтобы достичь своих целей. Они лишали белорусов еды, воды, сна, свободы, отнимали детей у родителей, заставляли взрослых и детей работать на тяжелой работе без отдыха. Это все они делали для того, чтобы огромное количество мирных людей не выдерживало такого обращения и погибало. Тех, кто сопротивлялся, уничтожали, сжигая деревни вместе с жителями. Это и есть геноцид».
Теперь, когда вы рассказали о геноциде, ребенку станет проще понять, в чем заключался подвиг белорусского народа, который, несмотря на все потери, выстоял и победил фашистских нелюдей, освободил захваченные ими европейские народы вместе с солдатами Красной/Советской армии (тогда мы все: белорусы, украинцы, литовцы, россияне и т.д. жили в дружной семье народов СССР), а после этого отстроил разрушенную страну, дав нам возможность свободно жить и трудится на наше общее благо.
Необходимо рассказать детям о героическом сопротивлении фашизму наших людей (Брестская крепость-герой, партизанское движение, подполье), о юных героях того времени (Марат Казей, Борис Цариков, Зинаида Портнова и др.). Не поленитесь и, найдя материал в Интернете[1], покажите детям фотографии. Несмотря на то, что все это ваш ребенок будет проходить в школе, расскажите о них с житейской точки зрения, попытайтесь донести простыми словами, что эти люди когда-то были такими же обычными детьми, но при этом по-настоящему любили свою Родину. Они отдали самое дорогое – свою жизнь, чтобы мы жили в мирное и благополучное время. Память о них – это наша благодарность и их бессмертие.
Пример (Марат Казей). Когда началась война Марат был простым советским мальчиком, который учился в 5 классе. Когда фашисты пришли на нашу землю, его мама прятала у них в доме раненого солдата. Фашисты узнали об этом, схватили и убили ее. Марату и его сестре пришлось бежать в лес к партизанам и искать у них защиты. Марат стал настоящим воином, сражался наравне со взрослыми. В первом бою Марата ранили в руку, но он не испугался и не отступил, он поднял боевой дух своих взрослых товарищей, сам повел их в атаку. За такой поступок мальчик был удостоен медали «За отвагу», которую давали только за настоящую проявленную в бою храбрость. После этого Марата приняли в разведывательный отряд. Благодаря Марату партизаны и Красная армия получали важнейшие сведения, карты и планы фашистов.
Последний свой подвиг Марат совершил возле деревни Хоромецкие Узденского района Минской области. Там он принял неравный бой с фашистами, был окружен со всех сторон, но не сдался в плен и геройски погиб, подорвав последнюю гранату и уничтожив врагов вместе с собой.
В нашей стране помнят и чтят Марата, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Памятник юному герою располагается в центре Минска в одноименном сквере.
Обязательно нужно вспомнить про фронтовиков, партизан, тружеников тыла военного времени из вашей семьи. Расскажите их историю, попробуйте передать личные переживания, стремление к победе. Если сохранились их личные вещи, письма, фотографии, награды, покажите их детям. Расскажите о том, как жили в послевоенный период ваши родственники, которых не забрала война, поделитесь своими детскими воспоминаниями, посетите семейные могилы. Необходимо показать, что ваши родные были участниками великих свершений, героями, настоящими патриотами своей Родины, отметить, что вся семья всегда будет их помнить, гордиться, стараться быть такими же.
Чтобы убедиться в том, что ребенок вас понял правильно завершайте беседы «мягкими» (не требовательными) вопросами о сути и смысле рассказанного. К наиболее общим из них относятся следующие: «Как ты думаешь, любишь ли ты свою Родину? Почему ты так думаешь? Чтобы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоей стране стало лучше жить? Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания для всей страны, какие три желания ты бы загадал?».
Рекомендуется развивать тематику с возрастом, учитывать работу учреждений образования, восстанавливать или создавать семейные традиции (например, празднование 9 мая, 3 июля). При повторном обращении к материалу (например, при подготовке домашних заданий по исторической тематике, участии в соответствующих школьных мероприятиях) стоит постепенно раскрывать новые понятия (предатели, коллаборанты, каратели, эсэсовцы, лагеря смерти и др.), смыслы (Нюрнбергский процесс, пропаганда, реабилитация и возрождение нацизма, неонацизм), ценности (историческая память как священный долг каждого гражданина Беларуси и средство не допустить повторения трагедии; верность Родине – единственно возможный жизненный путь Настоящего Человека).
В процессе работы с ребенком нужно быть готовым ответить на его уточняющие вопросы (перечень источников достоверной информации приведен ниже), а также вопросы, возникающие в связи с услышанным и увиденным.
Пример 1. Вопрос: «Стоит ли мне бояться за свою жизнь и жизнь нашей семьи сейчас? Ответ: «Бояться не нужно. Сохранение мира в Беларуси – это одна и самых главных задач руководства (Президента и правительства) нашей страны. Наше государство и наши соотечественники делают все возможное, чтобы мрачные события тех времен не повторились, и мы всегда жили в мирное и благополучное время. Чтобы память о войне не исчезла со временем, Генеральная прокуратура вместе с другими правоохранительными органами и организациями активно ищет всю правду и виновных в тех злодеяниях, привлекает их к ответственности. Трагедия белорусского народа осталась в далеком прошлом и нам, белорусам, ничего не угрожает, пока мы не забыли правду о геноциде и подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».
Пример 2. Вопрос: «По телевизору (в Интернете, по радио, в транспорте, в школе, во дворе) говорят о войне на Украине. Почему там идет война?». Ответ: «Россия была вынуждена начать специальную военную операцию, потому что руководство близкого нам украинского народа, пришедшее к власти незаконным путем в 2014 году, управляло страной в интересах западных стран, которые хотели навредить России, уничтожая память и правду о Великой Отечественной войне, возрождая нацизм (героизируя нацистских преступников, 8 лет убивая жителей Донбасса, которые хотели дружить с Россией). Поэтому целью специальной военной операции России является денацификация Украины – устранение идей нацизма, возвращение к дружбе между народами, имеющими общую историю».
Пример 3. Вопрос: «В Интернете видел (читал) информацию / в фильме показывали, что во Второй мировой войне сражались Сталин и Гитлер / победили американцы или англичане / Советский союз захватил, а не освободил Европу и др. Это правда?». Ответ: «Нет! В Интернете есть много ложной информации. Ее размещают там те, кто хочет исказить нашу память. Среди них есть и потомки фашистов, желающие обелить черные дела своих предков, и лжеученые, за деньги готовые на все, и преступники, преследующие свои цели. Если увидишь что-либо подобное, обязательно скажи мне – мы обсудим и во всем разберемся».
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Спасибо вам, что воспользовались настоящей памяткой! Мы надеемся, что наша с вами совместная работа по сохранению исторической памяти будет результативной – поможет защитить наших детей, обеспечит их мирное будущее!
Источники информации по тематике сопротивления народа Беларуси фашизму:
https://www.belta.by/society/view/dose-oborona-brestskoj-kreposti-442620-2021/
https://www.sb.by/articles/umirali-no-ne-sdavalis324.html
https://www.brest-fortress.by/
https://www.cbsvit.by/index.php/2012-05-10-07-15-06/chas-muzhnastsi/58-partizany-i-podpolshchiki/2208-partizanskoe-dvizhenie-belarusi
https://archives.gov.by/home/tematicheskie-razrabotki-arhivnyh-dokumentov-i-bazy-dannyh/istoricheskie-sobytiya/velikaya-otechestvennaya-vojna-belarus/istoriya-vojny-obzor-sobytij/borba-protiv-okkupaczii-v-belarusi
https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/202917/1/229-230.pdf
Источники для поиска информации о родственниках – участниках Великой Отечественной войны
Партизаны Беларуси – Спецпроект Издательского дома «Беларусь сегодня» и Национального архива Беларуси (partizany.by)
Книга Памяти Республики Беларусь (memory.mil.by)
Информационная система «Память народа» (pamyat-naroda.ru)
Бессмертный полк России (polkrf.ru)
С 1985 по 2005 гг. в Беларуси издавалась серия книг «Память» — проект, включающий печатные издания по истории всех регионов Беларуси, о людях, внесших значимый вклад в развитие своей Малой Родины, о жителях, погибших во время Великой Отечественной войны.
Источники информации по тематике геноцида белорусского народа:
Источники информации для самостоятельного изучения ребенком:
Список художественных произведений, с которыми целесообразно ознакомиться детям
Фильмы:
Список мест, которые можно посетить с детьми:
[1] Ссылки на материалы даны в конце Памятки
Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 г. возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями геноцида мирного населения на территории Белорусской Советской Социалистической Республики (далее – БССР) в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (ст.127 УК Республики Беларусь).
Беларусь неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Самой кровопролитной была Великая Отечественная война. Победа в ней достигнута ценой больших потерь. На белорусской земле покоятся останки миллионов людей, погибших не только на полях сражений, но и хладнокровно убитых в ходе геноцида мирного населения.
Можно утверждать, что Беларусь подверглась всем формам геноцида, предусмотренным Конвенцией ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (9 декабря 1948 г.).
В ходе расследования уголовного дела изучены руководящие документы гитлеровской Германии, которые возводили зверства по отношению к мирному населению в ранг государственной политики и освобождали солдат от ответственности за данные преступления.
Руководителями третьего рейха Гиммлером, Герингом и другими открыто объявлялось, что одной из целей войны против Советского Союза является сокращение славянского населения на тридцать миллионов.
Распоряжением начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии об особых полномочиях войск разрешалось уничтожение мирного населения и обеспечивалась неподсудность военнослужащих за действия по отношению к гражданскому населению.
Политика гитлеровской Германии предполагала зависимое существование Беларуси под прямым немецким руководством, снабжение группы армий «Центр» фактически за счет грабежа. Часть населения, особенно руководители советских и партийных органов, интеллигенция и все евреи с осени 1941 года подлежали уничтожению.
В дальнейшем территорию Беларуси планировалось заселить немцами и включить в состав нацистской Германии.
Все эти меры планировались еще до начала войны и были частично реализованы на оккупированных территориях.
Политика гитлеровской Германии в отношении советского населения существенно отличалась от поведения в других европейских странах (Франции, Дании, Нидерландах и др.), где поначалу соблюдалась видимость цивилизованности. Советские граждане сразу были объявлены «недочеловеками», к которым допустимо применение любых карательных мер.
В сентябре 1941 года, когда вся территория Беларуси была захвачена немецко-фашистскими войсками, в неволе оказалось более 7 миллионов ее жителей.
Вермахтом и специально созданными командами СС (полиции безопасности) и СД (службы безопасности) уже с первых дней оккупации производилось уничтожение населения. В июле 1941 г. в г.Барановичи Гиммлер провел совещание, на котором было принято решение о проведении масштабной операции по очищению территории Брестской области от «враждебных» элементов.
Массовое уничтожение людей было поставлено на поток, проводились данные злодеяния варварскими методами и средствами: применялись расстрелы и виселицы, газовые камеры и сжигание, голод и распространение эпидемий. Это должно было навести страх, подавить попытки сопротивления оккупационному режиму.
На территории Беларуси были организованы свыше 580 мест принудительного содержания населения, а фактически лагерей смерти, где путем создания невыносимых условий уничтожено значительное количество людей.
Трагическую известность получили такие места массового уничтожения населения, как лагерь смерти «Тростенец» (самый крупный на всей захваченной советской территории, по полученным нами сведениям в нем убито не менее 546 тысяч человек),
Минское гетто(уничтожено не менее 90 тысяч лиц еврейской национальности),
Озаричский лагерь смерти в Гомельской области (убито несколько десятков тысяч человек),концлагерь «Колдычево» в Брестской области (истреблено 22 тысячи человек).
Стандартным сценарием, взятым на вооружение немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками, стало уничтожение деревень вместе с жителями в рамках так называемых «усмирительных» акций.
В ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа устанавливаются многочисленные ранее не известные факты массового уничтожения нацистскими преступниками гражданского населения Беларуси.
Проводится кропотливая работа по фиксации информации, полученной от очевидцев тех событий и их родственников. На настоящее время в ходе предварительного следствия допрошено свыше 16 тысяч человек, более 7,5 тысяч из которых – бывшие узники лагерей смерти.
Следственной группой изучен большой массив архивных документов и тысячи уголовных дел в отношении нацистских преступников.Проведено более 400 осмотров мест происшествий, в ходе которых установлены ранее неизвестные места массовых убийств населения.
В частности,путем анализа различных документов установлено, что в лесном массиве Ченковского лесничества Гомельской области могут быть захоронены останки мирных граждан, убитых оккупантами и их пособниками.
В течение 2021 года при проведении в указанном месте поисковых работ обнаружены и извлечены костные останки около пятисот человек. Причинами смерти являлись огнестрельные ранения, причем выстрелы в голову не редко производились дважды. Тех, кто не умер сразу, добивали гранатами.
Изъято множество предметов, указывающих на уничтожение именно мирных жителей: расчески, женские гребни, зубные щетки, пластмассовые пуговицы, ключи, перочинные ножи и многое другое.
Также установлено и осмотрено одно из мест массового уничтожения мирного населения, которое находится на территории Логойского района Минской области. Выявленная там картина ужасает бесчеловечностью злодеяний.
В ходе проведенного осмотра обнаружены останки более 1 тысячи человек, их личные вещи (расчески, пряжки от ремней, пуговицы, части обуви и много другое), а также пули и гильзы.
Согласно заключению экспертов, возраст погибших составляет от 4 до 70 лет. Исходя из характера ранений можно утверждать, что в момент расстрела часть людей положили лицом, а других – поставили на колени и убили выстрелом в затылок.
Даже на опытных прокуроров и следователей произвел тяжелое впечатление вид останков матерей, прижимающих к груди младенцев.
Похожая картина обнаружена следственной группой и в Бешенковичском районе, где в ходе поисковых работ из земли подняты останки не менее 80 людей, большинство из которых – женщины и дети. Извлечены многочисленные фрагменты обуви, в том числе детской, пуговицы, расчески, а также патроны и гильзы, причем некоторые из них имелась эмблема SS в виде двух характерных молний.
Расследованием устанавливаются обстоятельства массовых сожжений населенных пунктов, которые нередко производились вместе с их жителями.
Путем допросов и изучения архивных документов получены сведения о сожжении еще порядка 1 300 ранее неизвестных сел и деревень.
В рамках деятельности межведомственной комиссии по увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа,созданной по инициативе Генеральной прокуратуры, при участии прокуратур областей и местных исполнительно-распорядительных органов, а также иных организаций осуществляется обустройство мест погребения и перезахоронение обнаруженных в ходе расследования останков жертв геноцида.
Также прокуратурой инициировано присвоение местам уничтожения мирного населения специального правового статуса «историко-мемориального места погребения».
Полученные в ходе расследования уголовного дела доказательства позволяют утверждать, что масштабы трагедии белорусского народа значительно больше, чем предполагалось ранее.
Установлено, что в годы нацистской оккупации на территории Беларуси:
убито не менее 3 миллионов мирных граждан и военнопленных, или каждый третий житель Беларуси;
угнано в немецкое рабство более 380 тысяч человек, из которых многие погибли от невыносимых условий эксплуатации. Массовый характер носил и угон на принудительные работы детей. Имели место случаи использования детей в качестве доноров крови;
разрушено свыше 200городов, в том числе такие крупные как Минск, Гомель, Витебск, Полоцк, Орша, Борисов, Слуцк;
сожжено более 10,5 тысяч сел и деревень.
В геноциде мирного населения принимали участие не только немецко-фашистские захватчики, но и их европейские союзники из Италии, Румынии, Венгрии, Франции, Словакии и Финляндии, а также пособники из числа украинских, польских, литовских, латвийских, эстонских и других коллаборационистских и националистических формирований.
В проведении карательных акций против советских граждан на территории Беларуси также участвовали воинские подразделения из Австрии и Чехии, входившие в состав Третьего рейха.
Только одним 12-м литовским полицейским батальоном в 1941 году на территории Минской области убито более 10 тысяч мирных граждан.
Отметился зверствами сформированный из жителей Литвы вспомогательный полицейский батальон под командованием Антанаса Импулявичюса, известного под прозвищем «Минский мясник».
Этот батальон совместно с иными формированиями в феврале-марте 1943 года уничтожил 387 населенных пунктов, убив более 13 тысяч мирных жителей, свыше 7 тысяч жителей они насильно вывезли на принудительные работы в Германию и другие страны. Население одного только Освейского района Витебской области, насчитывавшее к началу войны 21 тысячу человек, сократилось к моменту освобождения от немецко-фашистской оккупации до 8 тысяч человек, то есть более чем на 60%.
Во многих карательных операциях принимали участие латышские и украинские полицейские батальоны, также отличавшиеся особой жестокостью.
Имена некоторых живых преступников известны и они, пользуясь защитой иностранных государств, скрываются от правосудия. Несмотря на это, прокуратура будет добиваться привлечения их к уголовной ответственности.
К настоящему времени следствие располагает информацией о местах нахождения не менее чем 400 таких лиц В ходе расследования уголовного дела Генеральной прокуратурой направлено свыше 80 просьб об оказании правовой помощи в десятки государств, в том числе о допросах лиц, которые входили в состав карательных батальонов (в Литву, Латвию, Канаду, США, Великобританию, Аргентину, Бразилию, Австралию и др.)
Вместе с тем, просьбы об оказании правовой помощи по уголовному делу были проигнорированы рядом государств.
Так, в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь из Генеральной прокуратуры Латвийской Республики поступил отказ в исполнении поручения, аргументированный мотивами государственной безопасности государства.
Фактически политические элиты Литвы и Латвии уклоняются от конструктивного диалога и сотрудничества в вопросе восстановления исторической справедливости и укрывают военных преступников.
Наряду с предварительным следствием ведется планомерная информационная, образовательная и воспитательная работа, а также нормотворческая деятельность.
Так, в мае 2021 года по инициативе Генеральной прокуратуры принят Закон «О недопущении реабилитации нацизма», направленный на предотвращение всех форм и проявлений нацизма, оправдания его доктрины и практики, героизации нацистских преступников и их пособников. Также по инициативе прокуратуры разработан и в январе текущего года принят Закон «О геноциде белорусского народа», которым предусмотрено юридическое признание геноцида белорусского народа и одновременно установлена уголовная ответственность за его отрицание.
Принятые акты – это правовой барьер на пути попыток фальсификации событий и итогов Великой Отечественной войны.
Текущий год в Беларуси Указом Президента Республики Беларусь объявлен Годом исторической памяти.
Информационное ядро мероприятий по увековечению памяти о жертвах геноцида сформировано на основании материалов расследуемого Генеральной прокуратурой уголовного дела:
в музеях и библиотеках городов и сел созданы экспозиции, посвященные памяти жертв геноцида, а также тематические литературные секции;
реформируются образовательные программы в учреждениях образования всех уровней;
дан импульс новым научным, архивно-исследовательским и поисковым работам.
Под редакцией Генеральной прокуратуры опубликован сборник информационно-аналитических материалов и документов «Геноцид белорусского народа».
В конце 2022 года на основании результатов расследования уголовного дела подготовлено издание «Геноцид белорусского народа. Лагеря смерти», в котором представлены новые и ранее неизвестные широкой общественности сведения о лагерях смерти на территории БССР в период оккупации.
Прокуратурой во взаимодействии с государственным унитарным предприятием «Национальное кадастровое агентство» на публичной кадастровой карте Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет подготовлен и опубликован общедоступный пространственный слой, на который по состоянию на январь 2023 года нанесено более 8,5 тыс. сожженных населенных пунктов с указанием их географических координат и кратким описанием, что составляет свыше 83 % от общего количества установленных.
В январе 2022 года опубликован пространственный слой о местоположении лагерей смерти на оккупированной территории БССР в годы Великой Отечественной войны.
В ходе расследования проводится работа установлению причиненного ущерба народному хозяйству, инфраструктуре, культурному наследию от целенаправленной политики уничтожения народов Беларуси, который значительно больше, чем установлен в послевоенное время чрезвычайными комиссиями.
В период оккупации осуществлялось тотальное изъятие и отправка в Германию продовольствия, сырья, промышленной продукции и оборудования, а также музейных экспонатов, произведений искусства, памятников культуры.
В рамках созданной по инициативе Генеральной прокуратуры на уровне Правительства межведомственной рабочей группы заканчивается работа по расчету ущерба, причиненного в годы Великой Отечественной войны.
Жители советской Беларуси массово отказывались сотрудничать с гитлеровским режимом. На службу к немцам шли немногочисленные предатели.
Бело-красно-белая символика, изображения «погони» стали использоваться для обозначения белорусской национальной принадлежности в среде добровольных помощников нацистского режима, в том числе в вооруженных формированиях, участвовавших в карательных операциях.
В 2020 году Беларусь вновь столкнулась с проявлениями экстремизма и терроризма под нацистской символикой.
Организаторами массовых беспорядков использовались методы нацистской Германии, в том числе по сбору сведений о личных данных представителей органов власти и управления, их близких. Участникам массовых беспорядков было обещано освобождение от ответственности и оказание различной помощи в этом.
Как и в годы Великой Отечественной войны распространение получила «помощь» из-за рубежа, где сегодня скрываются все лидеры так называемого «протеста» и откуда ведется информационная война против нашей страны.
Оценивая произошедшие события - фактически имела место организованная рядом западных стран попытка государственного переворота, смены власти насильственным путем с использованием экстремистских элементов.
Большое внимание в ходе расследования уголовного дела Генеральная прокуратура уделяет информированию общественности о тех доказательствах, которые были установлены предварительным следствием. Для этих целей мы активно взаимодействуем со средствами массовой информации, а также публикуем на официальных ресурсах ведомства видеодопросы живых свидетелей тех событий.
Расследование геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны является данью памяти погибшим, способствует установлению и сохранению исторической справедливости, служит реализации антифашистского принципа: «Никогда больше!».
ГЕНОЦИД -
ОДНО ИЗ САМЫХ ОТВРАТИТЕЛЬНЫХ
ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Геноцид
Геноцид – это умышленное истребление или частичное уничтожение отдельных групп населения по национальным, расовым, религиозным или этническим признакам.
В Уголовном Кодексе геноцид определен как действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжелого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.
Геноцид, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде.
Конвенция
9 декабря 1948 года сессия ООН приняла Конвенцию «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него». Конвенция вступила в силу 12 января 1951 года. Число государств — участников Конвенции составляет более ста. В Конвенции 1948 года геноцид определен как «действия, совершенные с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу».
Виды
Конвенция устанавливает следующие виды геноцида:
убийства членов группы;
причинение им телесных повреждений или умственного расстройства;
преднамеренное создание для членов группы таких условий, в которых наступает частичное физическое уничтожение людей;
меры, предотвращающие деторождение в среде группы;
насильственная передача детей из одной группы в другую.
Конвенция 1948 года впервые определила, что геноцид является международным преступлением независимо от того, совершается он в мирное или военное время. Поэтому государства — участники Конвенции обязуются:
предпринимать меры предупреждения и уголовно наказывать виновных в совершении геноцида;
принять уголовные законы, предусматривающие эффективные меры наказания;
судить обвиняемых компетентными судами;
не квалифицировать геноцид как политические преступления и не осуществлять экстрадицию виновных в геноциде.
Наказание
Наказание за геноцид, как устанавливает ст. IV Конвенции, несут все виновные лица «независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами». Обвиняемые в геноциде подвергаются суду того государства, на территории которого совершено преступление, или международному уголовному суду, юрисдикция которого признана участниками Конвенции.
В соответствии с Конвенцией о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года геноцид является преступлением, на которое не распространяется срок давности привлечения к ответственности.
Осенью 1941 года Слуцк стал одним из первых городов Беларуси, где фашистские оккупационные власти учинили массовую расправу над еврейским населением. Страшные события произошли 27-29 октября 1941 года. За два дня зверски были убиты от 5 до 8 тысяч человек. После захвата Слуцка немецкие оккупационные власти с первых дней начали подготовку к «сокращению» еврейского вопроса. Уже в июле прошла паспортизация жителей города. В каждый дом заходили учетчики из городской управы и брали на учет взрослых и детей. В карточках указывали пол, возраст и специальность. Каждому еврею выдавали при этом две желтые звезды, их надо было носить на верхней одежде, на спине и груди. Данные проведенного учета использовали для расселения жителей еврейской национальности. Одних направляли в гетто, которое было создано на территории нынешнего 10 военного городка по улице Володарского (ныне Богдановича). Некоторым разрешалось жить в своих домах – это были квалифицированные ремесленники и специалисты. Гетто делилось на две части: первую составляли старики, нетрудоспособные и дети; вторую – те, кто мог выполнять физические работы. Рано утром 27 октября 1941г. в Слуцк прибыл 12-й литовский полицейский батальон безопасности. С неописуемой жестокостью литовцы из полицейского батальона выгоняли из домов евреев. По всему городу слышались выстрелы, на некоторых улицах появились горы трупов. Перед убийством евреев жестоко избивали чем только могли: палками, резиновыми шлангами, прикладами, не щадя ни женщин, ни детей…солдаты грабили не только евреев, но и белорусов. Они забирали всё, что только могло пригодиться: обувь, кожу, ткани, золото и другие ценности. Жителей гетто выгоняли на улицу, строили в колонны по четыре человека, сначала мужчин, детей-мальчиков, а потом женщин и девочек. Их под охраной полицейских вели по главной улице города в западном направлении. Старых и больных грузили в автомашины и отправляли вслед за колоннами. Люди в этих колоннах шли молча, не плакали, покорно двигаясь навстречу своей судьбе. Как оказалось, их гнали к месту расстрела, в Гореваху, к вырытым ямам-могилам. Там их раздевали, снимали даже нижнее бельё и загоняли в яму, принуждая ложиться лицом вниз, а затем из винтовок и автоматов расстреливали. Сопротивлявшихся избивали прикладами и пинками, детей бросали в ямы и там расстреливали. Тела людей военнопленные слегка присыпали землёй. Потом наступала очередь следующей партии. Новое гетто было создано после уничтожения первого гетто по ул. Володарского в районе нынешних улиц Копыльской и П. Коммуты. Новое гетто обнесли несколькими рядами колючей проволоки, а узников разместили примерно в 400-х домах – в каждом по несколько семей. Территория гетто тщательно охранялась. На работу водили строго под конвоем. Продолжались и измывательства над людьми. После рабочего дня для узников был установлен так называемый «кровавый час». Людей строили в колонны около банка по ул.Урицкого и бегом гнали на улицу Володарского. Там они расчищали площадку под строительство. Потом снова бегом гнали на еврейское кладбище. Их избивали, травили собаками. 8 февраля 1043 года гетто было уничтожено, часть евреев убито, а остальные сожжены. Трое суток догорало гетто. Останки людей были вывезены в сторону Селок (ныне район металлообъединения).
Слуцкий концлагерь был организован в 1941 году на ул. К. Либкнехта (ныне Виленская). Среди узников в начальный период войны находились пленные воины Советской армии, потом в лагерь стали сгонять мирное население. Тысячами люди поступали в лагерь из оккупированных областей России: Смоленской, Псковской, Тверской, Орловской, Калужской, Брянской. Целыми семьями они были сорваны с родных мест и в товарных вагонах направлены в г. Слуцк. В основном это были женщины, старики, дети, более трудоспособное население сразу направлялось в Германию. Судьба узников фашистского концлагеря не минула и уроженцев Случчины, других районов Беларуси. Все они прошли через нечеловеческие испытания, выдержать которые, было суждено не всем. Уроженка д. Безверховичи Гурбо Антонина Петровна, 1926 года рождения, была заключена в лагерь за то, что «непочтительно» отозвалась о немецкой власти. Подавляющее большинство белорусов попадали в лагерь по обвинению в связях с партизанами, за неявку на биржу труда и просто для использования в качестве рабочей силы по возведению оборонительных сооружений, ремонту дорог и т.д. Характер захоронений говорит о том, что часть узников расстреляли, другие умерли от голода и от сыпного тифа. В 1942 году немцы внутри лагеря сожгли барак с больными сыпным тифом с русскими военнопленными, в котором насчитывалось около 600 человек. Невозможно перечислить все зверства фашистов, назвать имена всех погибших узников лагеря. Списки узников также не сохранились. Они здесь работали, болели, мерзли и умирали. Не было никакой медицинской помощи. Всего в лагере за период с 1941 по 1944 годы было замучено, расстреляно, умерло от голода и эпидемии более 14 тысяч человек, что было подтверждено показаниями свидетелей.
Лагерь был обнесен колючей проволокой в несколько рядов стояли вышки с часовыми и прожекторами, были несколько бараков. В бараке нары в три яруса и длинный проход по которому ходил с плеткой полицай. Давали по 0.5 л болтанки утром и вечером и больше ничего.
В ряде писем сообщается, что лагерь был ликвидирован летом 1943 года, а часть его узников направили в ближайшие деревни для работы на полях. Многих направляли в другие лагеря. Во многих письмах говорится, что лагерь был ликвидирован в 1944 году, а его узники были освобождены Красной Армией.
27 октября 1942 года фашистские каратели открыли печальный счет сожженных на Случчине сел. В тот день была уничтожена деревня Жилин Брод. В начале 1943 года партизанское движение в Беларуси приняло массовый характер. Отдельные территории республики оказались под полным контролем партизан. Немецкое командование, планируя летнюю наступательную кампанию 1943 года, поставило задачу перед оккупационными властями – покончить с партизанами. Для ее достижения зимой – весной 1943 года были проведены десятки карательных операций, направленных как против партизан, так и против мирного населения, которое активно поддерживало народных мстителей. Одна из них, «Праздник урожая», огненным смерчем накрыла северную часть Случчины.
23 февраля 1943 года каратели вошли в Одамово. Часть людей расстреляли, а часть сожгли. Далее на пути была Поликарповка. Жителей деревни согнали в гараж машинно-тракторной станции и подожгли его. Тех, кто пытались вырваться из огня, расстреливали и бросали назад в пламя. Очередными жертвами карателей стали Крушник, Рудновка, Березинец. После уничтожения Березинца фашисты зашли в уже сожженный Жилин Брод и сожгли там последний дом. Жившие в нем семьи расстреляли. Двигаясь кровавым путем, каратели уничтожили деревни Задовба, Фадеевка. Часть их жителей успела убежать.
Самая известная деревня в этом печальном списке – Переходы. Там погибли 116 человек. О ней написал Алесь Адамович в книге «Я из огненной деревни», а Элен Климов снял фильм «Иди и смотри». Именно в д. Переходы установлен памятник-монумент всем селам, сожженным 23 февраля 1943 года.