Советы педагога социального

 
Советы социального педагога родителям
 
1.       Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отно­шении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
2.       Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
3.       Оценивайте уровень развития ребенка.
4.       Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
5.       Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
6.       Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проеци­ровать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:
-        уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;
-        понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружаю­щих;
-        интеллектуальную любознательность и готовность к исследо­вательскому риску;
-        уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;
-        привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
-        умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
 
Памятка родителям от ребенка
 
1.      Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
2.      Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.
3.      Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.
4.      Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
5.      Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
6.      Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими слова­ми, я пытаюсь достичь таким образом еще больших «побед».
7.      Не расстраивайтесь слишком сильно когда я говорю «Я вас не­навижу!». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
8.      Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став «плаксой» и «нытиком».
9.      Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
10.Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня ис­пользовать их в дальнейшем.
11.Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я об­ращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
12.Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конф­ликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минималь­ным. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
13.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я великолепно знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
14.Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смер­тный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
15.Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
16.Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
17.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
18.Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
19.Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
20.Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих — невпроворот.
21.Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, а если плохую — отвер­гаем. Не торгуйте святым чувством.
22.Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
23.Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.
24.В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.
 
 
Принципы отношений взрослых и детей
 
1.      Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.
2.      Принцип диалогичности. Мир детства представляет собой осо­бую ценность для взрослых: диалог двух миров (детей и взрослых) составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучение есть движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание - движение содержания мира детства в мир взрослости.
3.      Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательс­тва, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб ни одной стороне.
4.      Принцип свободы. Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.
5.      Принцип соразвития. Процесс развития мира детей идет парал­лельно развитию мира взрослых. Аномалией процесса развития является остановка самоактулизации, как ребенка, так и взрослого (Роджерс).
6.      Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
7.      Принцип принятия. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви. Нена­висть может проявляться только в отношении поступка, а не человека, так как человек больше, чем его негативный поступок.