Советы психолога

Как положительно настроить своих детей на успех

Успешность прочно вошла в наше понимание как положительная характеристика человека. Каждый родитель мечтает вырастить из своих детей успешных взрослых.

- Но что такое успех? Из чего он складывается и как достигается?

Успех и успешность

Успех и успешность – два далеко не идентичных понятия. Успех – достижение цели, а успешность – качество человека, которое характеризуется способностью достигать успеха. Возможно, кто-то скептически улыбнется: разве можно всегда и во всем достигать успеха? Можно, если правильно ставить задачи. Успех – это не победа над всеми, это достижение собственных целей.

Существует масса тренингов и мастер-классов на тему «Как стать успешным». Но главный «тренинг» – это воспитание в детстве. Самым благоприятным периодом для формирования успешности является школьное детство,

и родители могут помочь своим детям сформировать необходимые умения.

1.Умение общаться с людьми (коммуникабельность).

Умение выстраивать отношения очень важно для достижения успеха

- Как вы считаете какова роль родителей в организации пространства для общения?

Роль родителей – организовать пространство для общения своего ребенка

с другими людьми: посещать места, где есть дети его возраста, приглашать друзей ребенка в гости, поощрять знакомства с ровесниками. И самое главное – не общаться вместо сына или дочки, не отвечать самим на заданные ребенку вопросы.

На собственном примере учите ребенка общаться: не перебивайте собеседника, не спорьте. Развивайте его речь: учите точно выражать свои мысли и чувства, правильно и красиво выстраивать предложения.

2. Умение ориентироваться в потоке информации.

- Как бы вы учили своих детей ориентироваться в потоке информации?

Большинство детей черпают информацию из интернета. Всемирная паутина содержит большое количество никчемных и бесполезных статей, причем зачастую со смысловыми и орфографическими ошибками. Можно потратить много времени на выбор главного, но так его и не найти, поэтому так важно правильно формировать запрос и составлять план.

Сформировав запрос по теме и просмотрев интересующую информацию, составляем план, который дает возможность упорядочить данные. Выбираем ключевые слова. Обсуждаем с ребенком, какая информация нужная и главная, а какая – второстепенная.

3. Умение планировать.

Успешный человек ценит чужое время и управляет своим. Дети любят откладывать дела на потом, поэтому важно научить их планировать свой день: сколько времени занимают несущественные дела, когда продуктивнее делать уроки, а когда – гулять.

 – С чего стоит начать научение планирования своих дел?

Начать стоит с записи ребенком своих дел. Если он еще не умеет писать,

то можно предложить ему рисовать или записывать за него. Желательно отмечать цель, например, не просто «нужно погулять», а «нужно погулять с собакой»; не просто «позвонить Ване», а «узнать у Вани домашнее задание».

Следует разделять дела на обязательные и желательные, то есть безотлагательные и те, которые могут подождать.

Стараться не оставлять незавершенных дел: их накапливание не мотивирует ребенка завершать их в нужное время.

В формировании этого навыка вам может помочь книга Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей».

4. Умение нестандартно мыслить.

Это качество называют креативностью. Далеко не все люди умеют нестандартно подходить к ситуациям. Вопреки мнению, что умение творчески мыслить – это дар природы, отметим, что фантазию, а затем и креативность нужно развивать.

- А как это сделать?

Дети склонны оживлять предметы: соглашайтесь с ними, придумывайте диалоги обычных домашних вещей, давайте им имена.

• Дорисовывайте рисунки, придумывайте конец сказки.

• Рифмуйте слова, сочиняйте четверостишья.

• Ищите удивительное в невидимом: под листком на траве может ничего и не быть, – может быть просто земля, а может быть норка, ведущая в мышиное королевство.

5. Умение ставить цели и добиваться их.

Это очень важное умение. Оно не даст ребенку бросить дело на полпути, научит быть настойчивым и терпеливым, поможет не потерять веру в себя и в свои силы.

Лучше всего составлять программу-минимум и программу-максимум. Это дает возможность фиксировать даже маленькие победы и не терять уверенности в себе. Если ребенок старался и работал – он уже молодец.

Я предлагаю вам ситуацию, а вы определите цель – минимум!

Ситуация Цель-минимум

Конкурс художественного чтения Заявить о себе, показать всем, что ты умеешь читать стихи. Понять критерии оценивания.

Контрольная работа или экзамен Подтвердить свои оценки.

Спортивные соревнования Использовать все сформированные навыки, следить за техникой. Удержаться за лидером.

Не сойти с дистанции.

Участие в фестивале или форуме Найти себе друзей-единомышленников. Получить полезные навыки и умения. Оценить работу других.

Безусловно, что ребенку потребуются и другие навыки:

и стрессоустойчивость, и умение владеть своими эмоциями, и настойчивость, и усердие. Владение всеми перечисленными умениями поможет ребенку сократить путь к успеху.

А вот определить потенциал ребенка поможет психогеметрический тест.

Сейчас мы, взрослые, попробуем протестироваться в игровой форме.

Инструкция: Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: это – «я»! Не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями! Просто постарайтесь почувствовать свою форму.

А далее интерпретация.

В завершении нашей с Вами работы давайте закрепим позитивное настроение с помощью «кричалки». Участники все вместе повторяют за ведущим слова (по одному слову) с разной силой голоса: шепотом, нормальным голосом и громко: «Я очень хороший»!

Ведь все в наших руках, в руках взрослых. Как мы настраиваем наших детей на будущее, на самореализацию.

 

 

свернуть

Что делать, если ребенок сквернословит?

К сожалению, сквернословие становится всё более распространённым явлением в современной школе. Дети постоянно слышат ругательства не только от взрослых и сверстников, но и от популярных музыкантов, комиков и блогеров, а значит — быстро и без сопротивления усваивают мысль о доступности и привлекательности мата.

Если скверное словцо вылетает из уст ребенка, хочется немедленно его прервать, осудить. Такая импульсивная реакция часто не достигает цели, скорее наоборот, подогревает интерес малыша к подобной лексике. И все же не стоит поддаваться чувству гнева, растерянности или беспомощности. Попробуем поискать другие пути.

Почему дети бранятся?

- Когда ребенок только овладевает родным языком, все слова для него – новые и интересные. Ему непонятно, почему одни слова можно употреблять всегда и везде, а другие произносить запрещается. Постепенно он усваивает: взрослые очень эмоционально реагируют на такие слова. Иногда смеются, иногда очень сильно сердятся. Тогда бранное слово становится еще более притягательным для ребенка. Ведь с его помощью можно заставить родителей растеряться, рассердиться, даже посмеяться. То есть получить изрядную порцию внимания.

Как реагировать? Однозначно, но не бурно. Подчеркнуть – в нашей семье эти слова употреблять не принято, воспитанные люди так не говорят. А если малыш опять повторит бранное слово? Снова продемонстрируйте, что вы недовольны и огорчены. Если ребенок доверяет вам и в семье принято уважать чувства других, вскоре новые слова потеряют для него притягательную окраску.

- Иногда ребенок может использовать ненормативную лексику для утверждения своей силы, превосходства над другими детьми. Ведь он видит, что некоторые взрослые теряются или пугаются, когда слышат грубую ругань. Нередко сквернословие – это еще и проявление агрессивности. Объясните ребенку, что для большинства людей брань – проявление вовсе не силы, а бессилия. Утвердиться в глазах окружающих можно и другими способами, гораздо более надежными и приемлемыми.

- В определенном возрасте – около четырех лет и старше – дети начинают проявлять повышенный интерес к своим половым органам, к устройству мальчиков и девочек, к процессу деторождения. Не исключено, что бранные слова, связанные с сексуальной сферой, они слышат от детей постарше, более "умудренных опытом”. Реакция взрослых бывает в этом случае очень жесткая, осуждающая. Тогда ребенок, возможно, начнет воспринимать все, что связано с этой сферой, как грязное, стыдное. Расскажите малышу в доступной для него форме о деторождении. Воспользуйтесь хорошей детской литературой по этим вопросам.

Как вести себя, если бранится маленький ребенок?

- Не уделять ему повышенного внимания в этот момент.

- Не вести себя агрессивно по отношению к малышу, выдавшему бранное слово, не ругать и не наказывать его.

- Если маленький ребенок употребил бранные слова при посторонних, кратко извинитесь за него и смените тему разговора; постарайтесь, чтобы этот инцидент не перешел в шумное разбирательство с участием других взрослых.

А если вы слышите ругань от ребенка постарше или подростка?

Не исключено, что шокирующая вас грубость – это реакция на определенную ситуацию. Это может быть неудовлетворенность отношениями с кем-то из взрослых в семье или с братьями-сестрами. Тогда ругань – это средство привлечь к себе внимание или отомстить за причиненные обиды. Конечно, в таком случае нужно, прежде всего, попытаться нормализовать эти отношения.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики может встать с новой остротой. Ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, знак языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим и т.д.

Обычно грубая брань – это не единственная проблема отношений подростка с родителями. Если не потеряно взаимное доверие, понимание, если взрослые признают новый статус своего ребенка, такие способы самоутверждения ему попросту не нужны.

Понятно, что мы не в силах изолировать своего ребенка от окружающей среды, где мат звучит с телеэкрана в речах политиков и одобряется известными филологами и другими знатоками. Иммунитет к сквернословию прививается в семье!

- Постарайтесь, чтобы ребенок не мог слышать подобные слова в семье. Взрослый может выругаться от неожиданности или в сердцах – например, ударившись об угол стола или увидев, как мяч влетел в ворота любимой футбольной команды. А сын или дочь были в этот момент рядом!

- Нужно решить для себя: если нельзя ругаться грязными словами, запрет должен распространяться на всех членов семьи. Не забывайте: глядя на отца, деда или старшего брата, мальчик усваивает мужские стереотипы поведения.

- Самая мощная прививка от сквернословия – общая культура речи в семье. Уважаешь себя и собеседника, владеешь родным языком – нет нужды "украшать” свою речь похабными словечками. Или вставлять их, когда двух слов не можешь связать.

Что можно сделать, если вы столкнулись со сквернословием?

1 Во-первых, постарайтесь проанализировать ситуацию, ведь разные дети матерятся по разным причинам. Кто-то наслушался любимого блогера и стремится быть на него похожим, а кто-то регулярно слышит бранные выражения от собственных родителей. Определив причину, по которой ребёнок использует ненормативную лексику, вы сможете наиболее корректно и эффективно отреагировать на неё.

 2. Не оставляйте ругательства без внимания. Скорее всего, вам не удастся справиться с ситуацией быстро, но дети должны знать, что вы не допустите подобного «общения» на своих уроках или в семье. Главное: ведите себя спокойно и сдержанно, не заводитесь (иначе дети могут начать специально провоцировать вас). Услышав ругательство, можно демонстративно замолчать на несколько секунд, а затем сказать: «То, что я сейчас услышал(а) — недопустимо! Во-первых, тот, кто использует такие слова, демонстрирует всем свой крайне скромный словарный запас. А во-вторых, такие слова могут очень задеть и обидеть кого-то».

3.Также вы можете назначить мягкую «отработку» за сквернословие (если необходимо, согласуйте свои действия с администрацией школы или родителями ребёнка). Можно попробовать:

• лишить пяти минут перемены в школе или любимого гаджета дома;

• выдать ребёнку лист бумаги, на котором он запишет те «запрещённые слова», которые произнёс вслух, а внизу поставит свои ФИО и дату

• предложить придумать к каждому бранному слову, произнесённому вслух, не меньше 5 литературных синонимов.

Конечно, бывают трудные случаи, когда любые воспитательные меры оказываются неэффективными. В этих случаях потребуется глубинная проработка проблемы с участием родителей, руководства школы, школьного психолога и социального педагога.

 

 

свернуть

Памятка "Детско-родительские отношения"

Отношения с родителями служат фундаментом развития и становления ребёнка в обществе. Доверительное общение может быть источником радости и поддержки, а при потере доверия появляются стресс и конфликты. Рассмотрим основные аспекты психологии детско-родительских отношений.

Доверие в семье

Доверие в семье означает, что ребёнок может положиться на родителей

и знает, что они всегда будут рядом и поддержат в трудных ситуациях. Доверие также подразумевает, что ребёнок открыто выражает свои эмоции, мысли и чувства и уверен, что родители его выслушают и поймут.

Почему ребёнок может не доверять родителям

С самого рождения дети доверяют своим родителям, ведь именно они первыми встречают их при появлении на свет и защищают от голода, дискомфорта и одиночества. Но иногда родители, сами того не замечая, поступают так, что это чувство испаряется.

Это происходит по нескольким причинам.

1. Родители непоследовательны в действиях. Детям очень важно ощущать стабильность и предсказуемость в поведении родителей. Если вы говорите: «Мы не смотрим телевизор во время еды», то не меняйте правила и не разрешайте это делать даже в редких случаях.

2. Родители нарушают обещания. Если вы не выполняете обещанного,

то ребёнок может сделать вывод, что ваше слово не имеет веса. Кроме того, ребёнок копирует поведение родителя: раз взрослым разрешено так делать, то почему ему нельзя?

3. Родители осуждают переживания ребёнка. Если к родителю приходит заплаканный ребёнок и просит поддержки, а его вместо этого делают виноватым, то ему не захочется больше открывать свои переживания.

4. Родители высмеивают детей. Небрежное отношение к чувствам ребёнка, например, насмешки и разглашение личных разговоров, отрицательно влияет на доверие между детьми и родителями.

5. Родители не доверяют друг другу. В доме, где родители неискренни друг с другом, царят недопонимание и конфликты. В такой среде ребёнок не будет открытым.

6. Родители не считают важным объяснить свои действия ребёнку. Некоторые родители не проявляют уважения к правам младшего поколения. Они используют фразы вроде «мал ещё» или «вырастешь — поймёшь», не думая, что дети не всегда понимают причины поступков взрослых.

 

 

 

 

свернуть

Поощрение и наказание ребёнка в семье

Взрослые используют несколько способов контроля поведения ребенка:

•Негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;

•Позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.

Какой же из этих способов эффективней?

Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы вовремя пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых подействовали на ребенка, они должны быть им услышаны и приняты к действию. Как правильно выдвигать свои требования и запреты?

Психологи предлагают следовать следующим правилам:

Требования и запреты

1.Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количества ограничений и запретов ведёт к развитию у ребенка безволия и нерешительности.

2.Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, вы не должны ограничивать потребность ребенка в движении или его исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудь разобьет. Лучше создать для него безопасные условия. Например, исследовать лужи можно только в резиновых сапогах. Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.

3.Не давайте смутных, неясных и уклончивых указаний. Все требования, обращенные к ребенку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, чего от него хотят. Пример: смутное требование – «веди себя прилично», конкретное – «пожалуйста говори тише». Уклончивое требование – «иди сядь», конкретное – «сядь рядом со мной».

4. Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: короткое требование – «положи книжки на полку», сложное – «уберись в комнате».

5.Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающихся со слов «прекрати», «не». Пример: негативное требование – «прекрати качаться на стуле», позитивное - «слезь со стула и подойди ко мне».

6.Проявляйте уважение, не унижайте ребенка. Произносите требования нейтральным тоном. Не умоляйте и не кричите. Требования и запреты, данные в сердитой или властной форме, воспринимаются вдвойне тяжелее.

7.Давайте ребенку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваши требование.

8.Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы родителями между собой.

Наказания:

Наказания помогают добиться желаемого и дисциплинируют ребенка, но не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребенка негативные эмоциональные переживания и гнев. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. В этом случае, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-нибудь, либо назло.

К чему это может привести?

• к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком;

• постоянное ожидание наказания может подавить проявление инициативы у ребенка; он будет бояться самостоятельно принимать решения и браться за новое дело, так как у него будет преобладать мотивация «избегания неудач», а не «достижения успеха».

Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этом конструктивные формы наказания:

1.Используйте «Естественное наказание».

Оно представляет собой отказ от помощи ребенку в ситуации непослушания. Пример: когда ребенок, сидя за столом, балуется со стаканом сока, и, в конце концов, его проливает, не спешите бросаться на помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым нужно обращаться аккуратно. Постепенно ребенок сам научится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами.

2.Наказание должно быть справедливым.

В этом случае самооценка ребенка не пострадает, а наказание принесет реальную пользу. Пример: если он разлил воду на полу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку – это не повод для наказания, а для покупки маленькой лейки. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое ему запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания.

3.Соблюдайте последовательность.

Наказание принесет пользу и не причинит вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Ребенок должен знать, как и за что он может быть наказан. Он будет чувствовать себя увереннее, зная, что ему можно, а что – нельзя. А вот наказывать ребенка за то, что он нарушил ему неизвестное правило, бессмысленно и несправедливо. Необходимо объяснить ему, что он поступил неправильно.

4.Наказание должно применяться сразу после совершения проступка, а не спустя какое-то время после него.

Ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает.

5.Подход к наказанию должен быть разумным.

Наказание должно содержать в себе какие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками. Желательно, чтобы оно было логически связано с проступком. Пример: нет смысла в качестве наказания оставлять ребенка без прогулки, если вместо нее он будет разбрасывать игрушки.

6.Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Пример: если у вас гиперактивный ребенок, то дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков и нотаций не приведут к улучшению поведения, а, наоборот, ухудшат его. С такими детьми нужно общаться мягко и спокойно.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

• Когда он болеет;

• Перед сном и сразу после сна;

• Во время еды (ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы, это может привести к развитию психоматических заболеваний)

• Непосредственно после душевной или физичской травмы;

• Когда ребенок старается что-то сделать, но у него не получается;

• Когда сам взрослый находится в плохом настроении.

• Ни в коем случае нельзя применять физические наказания, поскольку они отрицательно сказываются на личности ребенка, способствуя возникновению нежелательных черт характера.

Похвала и поощреня:

В процессе воспитания ребенка необходимо использовать похвалу и поощрение. Психологами доказано, что положительное подкрепление гораздо эффективнее отрицательного, так как оно сразу формирует необходимое поведение, а похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. В качестве положительного подкрепления для ребенка может выступать: внимание и ласка со стороны взрослого, похвала, положительные эмоции, которые малыш получает.

Как правильно хвалить ребенка?

1.Не следует хвалить ребенка за то, что ему дается легко (за то, что дано ему природой).

2.Вредно захваливать ребенка без всякой необходимости и неискренне. Это обесценивает похвалу. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Это может привести к развитию эгоизма и чувства превосходства над другими.

3.Похвала и поощрение должны производиться вовремя. Они не должны как запаздывать, так и даваться слишком быстро. Похвала, данная вовремя, приведет к концентрации усилий, а запоздалое подкрепление не будет иметь должного эффекта.

4. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него завышенную самооценку и эгоизм. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие не столь высоко ценят его, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.

5.Нельзя ставить одного ребенка в пример другому. Ругая одного и хваля другого, вы тем самым навязываете его пример первому, противопоставляете их друг другу. Противопоставление детей друг другу, может вызвать у них негативизм, нездоровое соперничество, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.

Будьте мудрыми и терпеливыми в воспитании своих детей, проявляйте к ним свою любовь и заботу, почаще хвалите их.

Желаю вам успеха!

 

свернуть

Как научиться понимать и принимать подростка?

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека и жизни семьи, где есть подросток. Само слово «подросток» нам уже о многом говорит. Человек еще не вырос, еще не стал взрослым, но уже совсем близок к этому.

Вспомните себя в этом возрасте. Как вам хотелось, чтобы взрослые считались с вашим мнением…как бурно вы реагировали, когда этого не происходило…как стремились добиться авторитета в среде сверстников….какие разные и противоречивые чувства вами переживались – от бессилия, одиночества и непонятости до ощущения своего всемогущества, осознания таких истин и понимания вселенной и человечества, о которых никто просто не догадывается!

Подростковый возраст совпадает с половым созреванием. Меняется тело, голос, черты лица и …меняется характер. В милом и таком привычном образе ребенка родители вдруг обнаруживают кого-то совсем незнакомого, иногда циничного и дерзкого. «Это не наш ребенок! Где та милая девочка, которую мы растили?!» - привычные возгласы родителей подростка. «И в кого у него (нее) такой характер?!»

Наблюдается связанная с половым созреванием «гормональная буря», которая влияет на поведение и выражается:

- резкой сменой настроения

- вспышками агрессии

- замкнутостью

- претензиями к родителям и миру

- колебаниями самооценки

- гиперчувствительностью

Восприятие мира становится очень субъективным, обостряются эмоциональные переживания от переживания «кайфа» от мира и контакта

с ним до отвращения и ужаса пребывания в этом мире.

Подросткам свойственно размышлять об устройстве мира, их захватывают разные философские темы, особенно актуальными становятся темы поиска смысла жизни, справедливости, добра и зла, любви и смерти.

Этот внутренний поиск сопровождается чтением книг (от фэнтэзи

до экзистенциальной литературы), написанием стихов и рассказов, арт-попыток выразить себя в одежде, прическе, на стенах домов, своей комнаты, заборах т.д.

Интересует все запретное, тайное, мистическое. Привлекают фильмы ужасов, триллеры, драмы. Нередко в этом возрасте способом выразить себя становится принадлежность к той или иной субкультуре. И мы видим готов, эммо, гопников и т.д., которые свом видом демонстрируют друг другу и взрослым свои ценности и жизненные ориентиры.

Зачастую самому подростку крайне трудно справляться со своими переживаниями и резкими сменами настроений. Это пугает его и пугает близких. И именно поэтому подросток так нуждается в поддержке

и понимании окружающих.

Какие ж основные проблемы и задачи решаются в подростковом возрасте? Что выходит на первый план? Чему необходимо научиться в этот период?

Ответ прост – навыкам общения с осознаванием своего места и роли

в социальной группе.

Отношения со сверстниками становятся самыми важными для подростка. Все остальное как бы подчиняется удовлетворению этой потребности. Это может быть живое общения в подростковых группах или тусовках, или общение on-line во всемирной паутине Интернет. И то, и другое может сочетаться. Таким образом, подросток нарабатывает навыки общения, учится распознавать смысл и подтекст, учится доверять себе и миру и находить меру этого доверия. Увлечения и интересы напрямую связаны с темой общения – это может быть театральная студия, современные танцы, игра на гитаре и т.д. И все, чем занимается подросток в это время, служит основной задаче – привлечь внимание сверстников, заработать авторитет, почувствовать свою ценность

и значимость в группе, ощутить признание группы. Центральным становится переживания своего места в группе сверстников. Поиск этого достойного места.

Надо сказать, что группы или компании, создаваемые подростками в этом возрасте, являются аналогией семьи, где есть более авторитетные старшие дети, играющие роль родителей и есть много братьев и сестер и конечно же конкуренция между ними за любовь и признание лидеров группы. Такая «семья» становится важнее семьи реальной и в ней есть возможность попробовать играть разные роли от шута и до лидера и наработать навык общения с людьми, навык выдерживания конкуренции и агрессии.

В этом возрасте подростки достаточно ранимы, уязвимы и тем не менее агрессивны. Способ выражения себя и своих эмоций порою чрезмерен. Самоутверждение иногда может сопровождаться правонарушениями

от мелких хулиганских выходок до ситуаций с тяжелыми последствиями.

И конечно эта доминанта на общении и самоутверждении часто сопровождается снижением успеваемости в учебе и дистанцией в контакте

с членами семьи.

Франсуаза Дольто пишет о подростках, как о переживающих утрату - у них умирает детство. Для меня такая трактовка была открытием новых смыслов этого периода. Думаю, что подростки - это дети, которые испытывают горе

от потери мира, в котором они пребывали. Изгнание из рая - это изгнание

из детства. Состояние хронического стресса. Но что при этом переживаем

мы, взрослые? Думаю, на уровне контрпереноса нечто подобное…

Как же себя вести с подростком, чтобы сохранить доверительные отношения, которые бывают так остро необходимы и спасают в чрезвычайных обстоятельствах?

Рекомендации для родителей:

· Вспомните себя в этом возрасте и разговаривайте с подростком с позиции равного, а не с позиции «сверху».

· Воздерживайтесь от нравоучений и высказываний типа «А вот мы в твоем возрасте…» В лучшем случает вас не услышат, в худшем - будет ждать агрессивная реакция подростка.

· Ни в ком случае не сравнивайте вашего ребенка с детьми ваших друзей, коллег и знакомых. Это понижает самооценку и создает дистанцию

в отношениях.

· При возникновении проблемных ситуаций воздержитесь от прямых советов. Эффективнее будет рассказать о том, как вы в свое время справились

с подобной трудностью или же рассказать похожую жизненную историю

с другими людьми при этом делая акцент на том, что вы верите в своего ребенка и в то, что он сможет принять правильное решение.

· Не обесценивайте переживаний подростка фразами «Да разве это проблема?» или «Что за ерунда!» или «Не переживай, все пройдет». Этим вы только отобьете охоту общаться с вами и обращаться за помощью. Чувства,

которые испытывает подросток очень интенсивны и недооценивать их бывает опасным.

· Если вы видите, что ваш ребенок чем-то расстроен, попытайтесь поговорить с ним, проявляя заботу и бережное участие. Возможно, простые объятия без слов помогут больше, чем все ваши советы.

· В спорных ситуациях общения с другими людьми, постарайтесь занять нейтральную позицию: не обвиняя и не выгораживая других или своего ребенка. Постарайтесь задавать вопросы: Как ваш ребенок оценивает

эту ситуацию? Где он видит и в какой мере свою долю в создании проблемы? Какой опыт он может из этого извлечь? В какой помощи от вас нуждается?

· В конфликтных ситуациях с вашим ребенком, хорошо, если вы и себе зададите следующие вопросы: Что есть во мне такого, что привело

к конфликту? Что можно было бы сделать, чтобы избежать подобной ситуации в будущем?

· Учитесь договариваться с подростком, делая акцент на том, что это договор между равными взрослыми (ведь он так хочет добиться признания своей взрослости!) людьми и каждая из сторон отвечает за его соблюдение. Взрослый – означает прежде всего ответственный. И не забывайте,

что требовать от других можно только тогда, когда и вы сами выполняете данные обязательства.

 

свернуть

Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. И это вполне нормальное явление. Убеждение, что в благополучной семье нет места размолвкам и ссорам, - ошибочно, потому что семья - это активная система, которая состоит из индивидуальностей, поэтому возникновение конфликтов между ними неизбежно. С помощью ссор люди решают проблемы семьи и, если выяснение отношений не заключается в личных нападках, вполне вероятно конструктивное решение проблем, снятие психологического напряжения, поддержка друг друга, а также стабилизация внутрисемейных отношений.

К сожалению, при возникновении конфликтов внутри семьи больше всех страдают именно дети. Они ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для маленьких детей внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.

Любые конфликты, которые возникают в семье между супругами на глазах у ребёнка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний.

Решать, кто прав: папа или мама, выбирать, оценивать и, более того, становиться на чью либо сторону – ситуация поистине драматическая! С опытом ребёнка, с его ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах – непосильное психическое бремя. Вот почему дружелюбные, спокойные взаимоотношения в семье – обязательное условие нормального развития личности ребёнка.

Отрицательный опыт конфликтной семьи достаточно многоплановый. Вот только некоторые аспекты выражения негативного опыта конфликтной семейной обстановки для формирующегося сознания ребенка:

1. Общая нервозность при развитии ребенка в противоречивых условиях взаимоотношений матери и отца.

2. Нарушение духовного равновесия в семье ведет к психологической патологии у развивающегося ребенка.

3. Увеличивается риск бесконтрольного поведения ребенка, так как для ребенка падает родительский авторитет.

4. Ребенком хуже усваиваются моральные и общекультурные ценности.

5. Повышается вероятность формирования негативного чувства по отношению к тому или иному полу, в зависимости от симпатий ребенка к одному из родителей.

Конфликтные отношения в семье, недовольство родителей самими собой – всё это отражается на ребёнке, так или иначе нанося ему психические травмы, которые, безусловно, скажутся на его характере. У ребёнка может возникнуть ощущение отчуждённости, отвергнутости, неприкаянности, заброшенности.

Тем не менее, все мы должны понимать, что взаимоотношения между мужем и женой, при которых никогда не будет разногласий, могут быть достигнуты, только если они не будут общаться. Это в человеческой природе – бывать в плохом настроении, иметь в семье различные (иногда конфликтующие) точки зрения, испытывать неуместный гнев. И, в сущности, невозможно жить, все время помня о том, что дети анализируют каждое ваше движение.

Что важно – так это после ссоры в присутствии детей извиниться друг перед другом и помириться в их же присутствии, давая им, таким образом, пример, как надо выходить из конфликта. Не случайные ссоры, а общая модель поведения супругов больше всего влияет на детей.

Что делать, если ребенок стал свидетелем конфликта между родителями

• Старайтесь «сдерживать» язык в присутствии детей. Сдерживайте желание обзывать мужа/жену, оскорблять, если не хотите, чтобы дети потом это повторяли. Чтобы этого добиться, нужна практика – и в плохой день это иногда просто невозможно! Но попытаться стоит!

• Покажите, что вы себя уважаете, поэтому говорите спокойно, но уверенно в момент ссоры.

• Не забудьте сказать вашим детям, что конфликт, при котором они присутствовали, исчерпан. Неразрешенные конфликты могут весьма травмировать психику детей.

• Подумайте дважды, прежде чем отрицать, что что-то не в порядке, если вас об этом спрашивает ребенок. Дети часто чувствуют «напряжение в воздухе», даже если им говорят, что все в порядке. Некоторые родители с самыми благими намерениями стараются «прятать» от детей все конфликты, чтобы не травмировать их. Однако это может лишить детей возможности наблюдать, как развиваются отношения, и учиться тому, что все должны участвовать в решении проблем. У многих детей чувство своей безопасности рождается из знания, что родители сумеют решить все проблемы, даже если они и не всегда согласны с этим решением.

• Старайтесь, чтобы ваши объяснения были простыми. Дети могут считать себя виноватыми в том, что вы сердитесь, если истинную причину вашего гнева вы не объяснили им.

• Говорите своим детям, что любые чувства имеют право на существование (но добавьте, что это не означает, что любое поведение имеет такое право). Затем покажите им, что вы имеете в виду, поощряя их выразить собственные чувства. Пусть ваши дети слышат, что у вас был напряженный день. Пусть они видят, как вы успокаиваете мужа после трудного рабочего дня. Дети должны понять, что дом – это безопасное место и что плохие чувства бывают у всех.

Хотя время от времени ссоры в присутствии детей обязательно происходят, и это не очень хорошо, но, с другой стороны, такие ссоры дают детям возможность увидеть, что даже когда гнев и обида открыто проявляются, семья может решить проблемы и восстановить чувство любви.

Уважаемые родители! Вспомните:

- Каковы наиболее частые причины возникновения конфликтов в общении с вашим ребенком?

- Вспомните себя в этом возрасте. Какие ситуации чаще всего были причиной конфликтов в общении с вашими родителями?

-Как на них реагировали ваши родители (мать и отец)?

- Как чаще всего в этих ситуациях реагируете вы?

- Видите ли вы какое-то сходство ваших действий с действиями ваших родителей?

Можно сделать вывод, что в разрешении конфликтов они нередко подвержены определенным, усвоенным еще в своих родительских семьях, стереотипам, которые не всегда осознаются

3. Как вы думаете, кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в семье?

Конфликт с детьми в семье чаще всего провоцируется педагогическими ошибками родителей.

1. Подумайте и постарайтесь назвать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов.

«Умение слушать и, главное, слышать другого», «Хладнокровие и выдержка»,

«Сдержанность в эмоциях»,

«Терпение», «Умение влиять на другого»,

«Красноречие», «Способность поставить себя на место другого», «Умение аргументировать свою позицию»,

«Не многословие», «Умение убеждать».

Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:

- угрозы, указания, приказы;

- диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;

- морализаторско-менторские поучения;

- гнев, раздражение.

Рекомендации:

• всегда помнить об индивидуальности ребенка;

• учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

• стараться понять проблемы ребенка;

• помнить, что для перемен нужно время;

• противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

• проявлять постоянство по отношению к ребенку;

• чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты конструктивного поведения;

• совместно искать выход путем перемены в ситуации; уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;

• ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

• дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;

• логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.

 

 

свернуть

Психологические особенности подростков

Описание и характеристики особенностей подросткового возраста

Подростковый возраст — важный период в жизни каждого человека. Именно в это время закладываются основы личности и формируется отношение к жизни, духовным и материальным ценностям.

Подростковый возраст — что это за возраст

Определение

Подростковый возраст — это период в жизни людей, который характеризуется переходом от детства к юности. Начинается он в 11-12 лет, заканчивается в 14-15. Если рассматривать границы этого возраста максимально широко, подростковый возраст можно продлить до 17 лет.

Несмотря на то, что это достаточно короткий период в сравнении

с длиной всей жизни, подросток за это время проходит очень большой путь в своем развитии. Он конфликтует с самим собой, с окружающими,

с обстоятельствами и с миром. В это время происходит бурное развитие не только личности, но и организма. Причиной всему — половое созревание ребенка.

В 12-15 лет подросток формирует свои нравственные идеалы, мировоззрение, самосознание, самооценку, у него появляется интерес

к самому себе. Подросток испытывает острую необходимость разобраться

в самом себе и в отношениях, которые связывают его с другими людьми.

В этом возрасте появляются новые интересы. Также это время критики

и самокритики, подростки очень требовательны к себе и к другим людям.

Подростковый возраст практически всегда протекает очень бурно

и несет в себе много проблем, прежде всего, для самого подростка.

Описание и характеристики особенностей взросления ребенка

Каждый ребенок прежде, чем стать взрослым, проходит 6 этапов развития:

1. Младенческий возраст: от 0 до 1 года. В это время ребенок общается с мамой и папой. Он только учится взаимодействовать с миром, выражает свои желания и потребности плачем и отдельными звуками. Основная цель деятельности — познание.

2. Раннее детство: с 1 года до 3 лет. В этот период ребенок занят манипулятивно-предметной деятельностью. Он исследует окружающие предметы

на прочность, вкус и другие органы чувств. Учится разговаривать

со взрослыми.

3. Дошкольный возраст: 3-7 лет. В это время дети занимаются игровой деятельностью, и в ходе игры познают отношения с другими людьми

и последствия своих действий. Активно развивается их психика, появляется потребность в общественной деятельности.

4. Младший школьный возраст длится с 7 до 11 лет и связан

с большими изменениями в жизни ребенка. Школа заставляет активно развивать интеллектуально-познавательную сферу в ущерб игровой деятельности. Ребенок учится новым для себя качествам: контролировать, планировать, прогнозировать.

5. Подростковый возраст (12-15 лет) — важный период на пути

к взрослению. В это время подросток чувствует себя достаточно взрослым, но по-прежнему желает снять с себя любую ответственность за свои поступки. Он учится взаимодействовать со сверстниками — со своим полом

и с противоположным, пытается построить свои первые романтические отношения. Дети этого возраста бунтуют против запретов, нарушают правила, яростно спорят, ищут себя и свое место в мире, очень легко попадают под чужое влияние.

6. Юношеский возраст (с 15 до 17 лет) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью. Подросток определяется с выбором профессии, со своим будущим, активно развиваются личностная

и познавательная сферы.

В чем заключаются поведенческие особенности

Основная деятельность детей в подростковый период — это интимно-личностное общение со сверстниками и взрослыми, которым они доверяют.

В это время появляется подростковая дружба, которая может стать дружбой на всю жизнь.

Примечание

Подростки склонны к бунту, поэтому часто могут попадать

в неприятные ситуации, испытывать трудности в общении с учителями, родителями

и другими взрослыми.

Многие подростки объединяются в неформальные группы, у них появляются сильные, хоть и непостоянные увлечения. Они могут начать играть на музыкальных инструментах, петь, участвовать в спортивных забегах

и велогонках. А могут связаться с дурной компанией, употреблять алкоголь

и курить сигареты. Все зависит от окружения подростка и его системы ценностей. В подростковом возрасте люди стремятся общаться с теми, на кого хотят быть похожими.

У подростков возникает много противоречивых желаний и поступков. Взрослым важно понимать, какая буря творится в душе подростка, чтобы правильно реагировать на его действия и помогать ему пережить новую для него действительность.

Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст характеризуется нестабильным эмоциональным фоном ребенка. Прежде всего это связано с гормональной бурей, которая происходит в организме, и с появлением сексуального возбуждения.

У подростка появляется интерес к своей внешности, ребенок учится воспринимать свое физическое Я.

Перестраивается память: на первое место выходит логическая, механическая уходит на второй план. Развивается восприятие и воображение ребенка. В возрасте 11-15 лет активно развивается теоретическое мышление. Подростки строят гипотезы, умеют рассуждать, исследовать, анализировать, сравнивать между собой какие-то решения.

Это период личного самосовершенствования. Подросток познает себя, выражает себя и учится самоутверждению в этом мире.

У детей появляется чувство взрослости, сначала — во внешнем облике

и манерах. Причем, дети склонны копировать внешность и поведение тех людей, которые пользуются у них авторитетом.

В поведении подростков наблюдается противоречие. С одной стороны, они ищут себя в социуме, активно общаются со сверстниками, стараются разделять интересы других людей и ничем не выделяться из толпы. С другой стороны, они чувствуют свою собственную уникальность и внутренне очень хотят выделяться, быть особенными. Чувство взрослости, которое испытывает подросток, заставляет его претендовать на равные права в отношениях

со взрослыми. Он чаще идет на конфликт и отстаивает свою позицию, стремится к самостоятельности.

К концу подросткового возраста у подростка полностью формируется

«Я-концепция» — комплекс представлений о себе, который включает когнитивный, оценочный и поведенческий компонент.

Период взросления характеризуется волевым воспитанием. Подростки уже отчетливо понимают, какие качества нравятся им в других людях

и пытаются воспитать их в себе. В это время активно идет формирование личностных ценностей, которые в дальнейшем определяют деятельность подростка, получение профессии, сферу его общения, отношение к людям, умение правильно оценивать мнение других, собственную самооценку.

 

 

 

свернуть

Вред сотовых телефонов признан официально

В 2011 году Международное агенство по изучени рака и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) впервые признали, что мобильные телнфоны могут провоцировать развитие злокачественных опухолей у человека.

Редкий малыш сегодня не имеет мобильника. Но головной мозг ребенка находится в стадии развития и более уязвм к воздействию вредных факторов внешней среды по сравнению с мозгом взрослого. Доказано, что мозг ребенка поглощает электромагнитной энергии больше, воздействию подвергается большее количество отделов мозга, в том числе ответственных за умственное развитие.

Как себя обезопасить

  • По возможности не давайте мобильник детям. Сократите разговоры до минимума, а лучше общайтесь с помощью SMS.
  • Звоните с городского, а не с мобильного.
  • Не носите телефон в карманах - держите в сумке, подальше от тела.
  • Не подносите телефон к уху, пока идет гудок и устанавливается соединение с абонентом - в это время излучение самое сильное.
  • Не оставляйте телефон рядом во время сна, отдыха. Минимум - в 1,5 м от себя.
  • Используйте наушники или хотя бы беспроводную гарнитуру (блютуз), чтобы не подносить телефон к голове при разговоре.

Советы родителям на каждый день:

  1. Говорите сыну или дочери:  «Людям должно быть с тобою легко». Не бойтесь повторять это.
  2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «всегда»,  «Ты  вообще»,  «Вечно ты».  Ваш  ребенок  вообще  и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этой и скажите ему.
  3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.
  4. Старайтесь, чтобы ребенок  был   привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».
  5. Внушаете ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
  6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день    читайте    с    детьми    вслух    (даже    с    подростками) интересную   книгу,   это   сильно   обогатит   ваше   духовное общение.
  7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не показалось, будто они вечно не правы. Эти вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.
свернуть

Рекомендации по часто встречающимся проблемам в воспитании детей

Если ребенок лжет

  • Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
  • Обучая ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок дол­жен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас — тоже ложь.
  • Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обще­стве, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
  • Чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
  • Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
  • Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нуж­да в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания; желание выразить свою враждебность тому, кто лжет.
  • Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.
  • Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному поступку.
  • Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.

Если ребенок гипердинамичен

  • Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
  • Четко придерживайтесь режима дня.
  • Строго разграничьте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
  • Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.
  • Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок мо­жет подчиняться определенным требованиям, ставить перед со­бой цель и стремиться выполнить ее.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
  • Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
  • Не принимайте у себя большое количество гостей и не хо­дите с ребенком в шумные компании.
  • Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслужива­ет, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в сво­их силах.
  • Говорите с ним сдержанно, мягко, спокойно.

Учите его сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.

  • Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ре­бенок в зародыше.
  • Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребен­ка. Если возникла необходимость отчитать, проработать — делай­те это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
  • Наказывайте гипердинамичного ребенка только неподвиж­ностью.
  • Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощаю­щих взрослых.

Если ребенок застенчив

  • Выражайте безусловное расположение ребенку.
  • Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным то­ном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.
  • Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только прояв­ление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
  • Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
  • Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
  • Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разум­ный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача — это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
  • Помогите застенчивым найти и оценить в себе то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без лишнего смуще­ния.
  • Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его воз­можностям.
  • Помните, что застенчивому ребенку необходима стабиль­ность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
  • Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. При­косновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.
  • Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с други-^ Детьми.
  • Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к ва­шим друзьям, соседям.
  • Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста,<<глаз в глаз», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
  • Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не ^особен ее попросить.
  • Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети име­ют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбояз­ненно.
  • Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которыене можете выполнить.

 Если ребенок медлителен

  • Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
  • Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взгля­дом, прикосновением.
  • Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
  • Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Вре­менной цейтнот категорически противопоказан медлительному ре­бенку.
  • Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих си­лах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при не­удачах — подбодрите, самый ничтожный успех — подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
  • Всегда помните о том, что такому ребенку надо время «нараскачку».
  • Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выпол­нение задания в более быстром темпе.
  • Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заража­ясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
  • Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
  • Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
  • Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой,ритмикой.
  • Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятель­ности.

Если ребенок плохо запоминает

  • Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.
  • При подготовке уроков чередуйте способы работы: конс­пектирование, запоминание со слуха, использование схем, диа­грамм, графиков, рисунков и т.д.
  • Для того чтобы лучше запомнить текст, прочитывайте его вслух.
  • Ребенок лучше запоминает тогда, когда перескажет прочи­танное.
  • Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
  • Для осмысления запоминаемого текста можно использовать схему: 1. О чем или о ком говорится в тексте; 2. Что об этом гово­рится.
  • При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смыс­ловым соотнесением и смысловой группировкой. Кто хорошо осмыс­ливает — хорошо запоминает и долго помнит.
  • Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, т.к. забывание активнее происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики — литературу, память любит разнообразие.
  • При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.
  • Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов под­ряд в один день.
  • Учить материал нужно в определенное время, чтобы выра­ботать режим. Вечером, перед сном, нужно повторить выученное.
  • Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте цели­ком, длинные разбивайте на порции.

 

 Детей учит то, что их окружает

  • Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.
  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
  • Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.
  • Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
  • Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
  • Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.
  • Если с ребёнком часто честны – он учится справедливости.
  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.
  • Если ребёнка часто одобряют – учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
свернуть

Рекомендации родителям по преодолению тревожности

  • Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
  • Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то
  • Надо готовить ребенка к переменам, знать, что его жде
  • Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
  • Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной – это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
  • Формировать мотивацию достижения успеха, формировать внутреннюю мотивацию к обучению. Внутренняя мотивация к обучению – это выполнение определённой работы из-за внутреннего интереса к ней, из-за ощущения её ценности, от такой деятельности человек ощущает покой, удовлетворение, концентрируется внимание, человек не тревожится по поводу возможной неудачи, так как знает, что результат можно исправить. Внешняя мотивация формирует нестойкое поведение, как только исчезает стимул или подкрепление в виде какого – то вознаграждения или наказания, то и деятельность прекращается. Внешне мотивированные дети выбирают простейшие задачи, для быстрого получения вознаграждения и снижают качество и скорость выполнения творческих задач, проявляя отрицательные эмоции.
  • Его природная способность подходить с позиции «критической разборчивости» может принимать форму «резкого критиканства», которое надо всем глумиться, не смотря на факты, поэтому информацию о делах в школе родителям стоит уточнять и разъяснять, что же произошло на самом деле, уменьшая «опасность ситуации» .
  • Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное; перед сном слушать релаксационную музыку, не смотреть тревожащих воображение ребёнка и страшных телепередач, создание перед сном атмосферы тишины и покоя.
  • Регулярно следить за состоянием здоровья ребенка, контролируйте режим дня. Помните, что в течение учебного года есть периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.   
  • Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка.
свернуть

Как готовить домашние задание

Развитие школьника начните с беседы. Готовя ребенка к самостоятельности, скажите ему: Перед выполнением домашнего задания проветри комнату, выключи телевизор. В комнате, должно быть тихо. Убери со стола игрушки и все, что не относится к школе. Приготовь то, что нужно для выполнения задания (учебник, тетради и т.д.).

  • Задание лучше выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке.
  • Заданные уроки необходимо распределять равномерно по дням недели, чтобы не было «то густо, то пусто».
  • Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше, чем 30 минут, поэтому к выполнению некоторых заданий нужно возвращаться несколько раз.
  • Между выполнением разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 мин.
  • Желательно, все задания сделать в будни, чтобы в выходные полноценно отдохнуть.

На заметку родителям.

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудия пыток. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
  • Не пытайтесь выполнять задания за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашние задание не сделает, чем сделаете его вы;
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

                  ВРЕМЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Уроки надо выполнять в одно и то же время. Оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. Средняя продолжительность активного внимания первоклассника до 20 минут, у учащихся 4-х классов немного выше. Затем работоспособность начинает падать, необходим отдых. За 2 часа подготовки уроков можно сделать 2–3 переменки по 5 минут каждая.

Наиболее трудными считаются уроки обучения грамоте, математики, иностранного языка, информатики (но чаще это индивидуально).

Поэтому лучше готовить домашние уроки так:

1-й урок – уроки средней сложности

2–3-й уроки – уроки максимальной сложности

4-й урок – более лёгкий

Может случиться так, что ребенок тратит много времени на выполнение домашнего задания. Причины этого следует искать в плохой организации данного процесса, недостаточного контроля со стороны родителей или особенностей психики ребенка. В этом случае родителям следует обратиться за консультацией к учителю или психологу.

 АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  • Ознакомьтесь с содержанием домашнего задания до начала работы, приготовьте всё необходимое.
  • Решите, в какой последовательности лучше всего выполнять задания: устные задания должны чередоваться с письменными. Но поначалу вам придется позаботиться об этом.
  • Если на уроке по изучаемой теме делались какие-то записи, их обязательно надо просмотреть перед выполнением задания (это поможет вспомнить изложение данной темы учителем).
  • Прочитайте задание.
  • Составьте (при необходимости) план выполнения задания. Составление плана позволяет достаточно легко справиться с его выполнением.
  • Не забывайте о самоконтроле! Самоконтроль нужно проводить не только после окончания работы, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину. Проверять свои знания и способы действий требуется и спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
свернуть

Заповеди родительства

  • Верьте в своего ребёнка и доверяйте ему.
  • Позволяйте ребёнку играть с любым материалом (за исключением опасного для здоровья).
  • Не ругайте ребёнка за ошибки.
  • В занятиях ребёнка находите достойное похвалы.
  • Учите ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста и   детьми.
  • Помогайте ребёнку стать личностью.
  • Не существует тем, которые полностью исключены для обсуждения с ребёнком.
  • Давайте ребёнку возможность по-настоящему принимать решения.
  • Будьте объективными в оценках своих чувств к ребёнку.
  • Обязательно выделите время для игр, занятий, общения с ребёнком.
  • Позволяйте ребёнку самостоятельно выполнять основную часть работы, за которую он взялся, даже когда вы не уверены в положительном результате.
свернуть