Рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет»

Учреждение  общего  среднего  образования является  важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.

Взаимодействие  с  законными  представителями (родителями, усыновителями  (удочерителями),  опекунами,  попечителями) – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.

На  основании  Кодекса  Республики  Беларусь  об  образовании, Концепции  непрерывного  воспитания  детей  и  учащейся  молодежи  в Республике  Беларусь, Программы  непрерывного  воспитания  детей  и учащейся  молодежи на  2021-2025  гг.,  Государственной  программы «Образование  и  молодежная  политика» на  2021-2025  годы,  иных государственных  программ,  планов  и  комплексов  мер  в  программно- планирующей  документации  учреждения  образования  определяются актуальные направления и формы работы с законными представителями.

Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно  широк.  В  данную  деятельность включены  все  педагоги учреждения  образования.  Ведущую  роль  в  организации  взаимодействия учреждения  образования  и  семьи  играет  классный  руководитель,  от деятельности  которого  зависит  то,  насколько  родители  понимают  и принимают образовательные задачи учреждения образования, и участвуют в их  реализации.  Особая  роль  отведена  специалистам  социально- педагогической  и  психологической  службы,  которые  осуществляют социально-педагогическую  поддержку  и  психологическую  помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся  выступает  заместитель  директора  по  воспитательной  (учебно- воспитательной) работе.

Одним из компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет» – комплекс  мероприятий  в  рамках  тематических  родительских  собраний  по реализации в учреждениях  общего  среднего  образования одноименной программы  для  родителей  (далее  – проект).  Цель  проекта – повышение педагогической  и  психологической  культуры родителей,  формирование ответственного, позитивного родительства.

Основная  идея  проекта  – наполнить  новым  содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности, родительские  собрания),  благодаря  чему  проект хорошо  интегрируется  в сложившуюся систему работы с родителями учащихся в любом учреждении образования.В ходе проекта 1 раз в четверть (предпоследняя или последняя неделя четверти)  в  рамках  классных  родительских  собраний  проводятся мероприятия  для  законных представителей  учащихся  в  соответствии  с темами программы. Тематика занятий разработана с учетом образовательных запросов  родителей  и  посвящена  центральным  проблемам  воспитания  с учетом  закономерностей  развития  ребенка  в  разные  возрастные  периоды: «Мой ребенок – младший школьник», «Мой ребенок – подросток», «Мой ребенок  – старшеклассник».  Программой предусмотрено использование традиционных (очных) и дистанционных форм проведения занятий.

Для реализации проекта создается банк информационно-методических материалов  для  каждой  темы  «Родительского  университета».  Материалы разрабатываются  при  участии  институтов  развития  образования. Информационно-методические материалы по  мере  разработки  будут размещаться на  национальном  образовательном  портале  adu.by  в  рубрике «Родительский университет». Для подготовки мероприятий «Родительского университета»  рекомендуем  воспользоваться  также  каталогом  материалов, размещенных  на  онлайн-платформе  «Родительский  университет» (https://roduniversitet.bspu.by/).  Каталог  размещен  на  национальном образовательном портале adu.by в рубрике «Родительский университет».

С  целью  повышения  эффективности работы  с  законными представителями  учащихся  и  их  предварительного  информирования  о времени проведения мероприятий рекомендуется составить план реализации республиканского  проекта  «Родительский  университет»  в  учреждениях общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий может отличаться от той, которая изложена в Программе.

При   организации   работы   в   рамках   проекта   педагоги   должны ориентироваться на:

- гуманистический  подход  к  организации  сотрудничества  на  основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;

- формирование субъектной  позиции и  партнерских  отношений  всех субъектов образовательного процесса;

- внимание  и  учет  мнений  законных  представителей  по  различным вопросам  жизнедеятельности  отдельных  учащихся,  классного  коллектива, учреждения образования в целом;

- стимулирование  активности  и  инициативы,  поддержку  и  развитие родительского самоуправления;

- творческий     характер     взаимодействия,     использование     метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.

Процесс  взаимодействия  педагогов  и родителей  в  рамках  проекта осуществляется  через  активные  формы  деятельности.  При  организации взаимодействия с законными представителями предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости можно также использовать очно- дистанционные формы взаимодействия.

2Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского  собрания,  вебинара,  веб-форума,  интернет-конференции консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров и др.

Также  в  соответствии  с  установленным  графиком  проводятся консультации  для  родителей.  Тематика  консультаций  представлена  в программе, соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты  социально-педагогической  и  психологической  службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.

В  соответствии  с  Постановлением  Министерства  образования Республики  Беларусь  от  28.06.2011  № 47  в  классных  коллективах  и учреждении  общего  среднего  образования  функционирует  родительский комитет,  к  компетенции  которого  относятся:  содействие  обеспечению оптимальных  условий  для  организации  образовательного  процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий  и  др. При  реализации  проекта  важно  опираться  на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности,  роли,  функции  по  подготовке  и  проведению  мероприятий проекта. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов,  помощников,  экспертов  (если  педагог  готовит  занятие  по вопросам,  которыми  хорошо  владеет  законный  представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.

Важным  условием  эффективности  реализации  проекта  является  его информационное  сопровождение.  На  сайте  учреждения  образования необходимо создать  вкладку  «Родительский  университет»  (возможно создание  самостоятельного  Интернет-ресурса),  разместив  на  ней информацию  о  тематике,  форме  организации,  времени  проведения мероприятий проекта,  памятки,  буклеты,  флаеры  по  тематике  занятий, вопросы  для  обсуждения,  задания,  требующие  подготовки,  фотоотчеты  о проведении  мероприятий  и  др.  Целесообразно  организовать  форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для того, чтобы законные  представители  учащихся могли  задать  вопросы, оставить отзывы  и  предложения. Рефлексия  по  итогам  проведения  занятий  может осуществляться  с  использованием Viber,  Telegram,  ВКонтакте,  иных мессенджеров и социальных сетей.

С  целью  осуществления  контроля  и  оценки  качества  реализации проекта  необходимо  обеспечить  рассмотрение  вопросов  проведения соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при руководителе  (заместителе руководителя),  методических  объединениях классных  руководителей,  заседаниях  совета  учреждения  образования  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.) не реже 1 раза в год.

34

Реализация  мероприятий  республиканского  проекта  «Родительский университет»  будет  способствовать  повышению  педагогической  и психологической компетентности законных представителей, формированию у  них  осознанного  отношения  к  родительству,  повышению  качества педагогической (социально-педагогической) поддержки и психологической помощи, развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.