Выступление педагога-психолога на родительском собрании 21.03.2024 г.

Выступление на родительском собрании

«Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания в семье и учреждении образования»

Педагог – психолог Авсюкевич О.Н.

Все вы замечаете, как меняются ваши дети. Некоторые из вас говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то отмечает сильные изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Что происходит с ним?

Оказывается, он вступает в один из своих важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу. И здесь вам понадобиться знание психологии, которые совершенно необходимы для воспитания подрастающего человека. Известно, что каждый возраст имеет свои характерные особенности, свои трудности, требует специфического к себе подхода. Потому что в психическом развитии ребенка происходит ряд периодов, каждый из которых отличается определенными особенностями. В процессе становления личности особо важны узловые моменты, которые являются практически неизбежными для каждого ребенка.

Мне бы хотелось вкратце пояснить, что может происходит в возрастные периоды детей:

И начну я с младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет).

Младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к учебной деятельности.

  1. Развитие социальных навыков

В младшем школьном возрасте дети начинают общаться с другими детьми и учителем на постоянной основе. Это позволяет им развивать социальные навыки, такие как умение общаться, слушать других, выражать свои мысли и чувства. Родители могут помочь своему ребенку развить эти навыки, поддерживая его в общении со сверстниками и участвуя в общении с учителем.

  1. Развитие самостоятельности

В младшем школьном возрасте дети начинают проявлять большую самостоятельность в выполнении заданий и принятии решений. Важно помочь ребенку развить эту самостоятельность, предоставляя ему возможность самостоятельно решать проблемы и выполнять задания. Необходимо также учить ребенка планировать свое время и осуществлять самостоятельный выбор.

  1. Развитие эмоциональной стабильности

В младшем школьном возрасте дети могут испытывать разные эмоции, такие как радость, грусть, страх, злость и т.д. Важно помочь ребенку научиться управлять своими эмоциями и развить эмоциональную стабильность. Родители могут помочь своему ребенку, общаясь с ним и участвуя в его жизни, а также научив его выражать свои эмоции.

4.Развитие активности

Младший школьник остается очень активным, деятельным и подвижным. Кипучая энергия делает нередко импульсивным его поведение, но это не значит, что возрастные особенности ребенка не поддаются воздействию взрослого. Нельзя считать, что природа младшего школьника требует постоянного движения, беготни, шума и т. д. При достаточном интересе к работе и требовательности родителей и учителей младший школьник становится достаточно сдержанным, дисциплинированным и усидчивым. Но его энергии и потребности в движениях надо давать разумный выход.

Способы воспитания ребенка в младшем школьном возрасте

  1. Участие в жизни ребенка

Одним из самых важных способов воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является участие в его жизни. Родители должны общаться с ребенком, проявлять интерес к его делам и участвовать в его жизни. Это поможет ребенку чувствовать себя важным и любимым, а также развивать у него самоуважение и уверенность.

  1. Поддержка и похвала

Важно поддерживать ребенка в его начинаниях и успехах, а также поощрять его, когда он старается. Родители могут выражать свою поддержку и похвалу за хорошее поведение, хорошие оценки в школе и другие достижения. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее и развивать у него чувство уважения к себе и своим достижениям.

Если мы постоянно пытаемся подчеркнуть достоинства своего ребёнка, не только перед другими людьми, но и в первую очередь в семье, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.

Если же родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, следовательно, можно продолжать делать плохо.

Необходимо помнить, что не следует рассматривать характерологические проявления младшего школьника как устойчивые и закрепленные формы поведения. Личность ребёнка в младшем школьном возрасте только складывается, и взрослые (родители и учителя) должны оказать полезное влияние на воспитание у детей положительных черт личности, которые становятся основой их формирующегося характера.

  1. Установка правил и границ

Важно установить правила и границы, которые ребенок должен следовать, и объяснить ему, почему они важны. Это поможет ребенку научиться уважать других и соблюдать правила, а также развить у него чувство ответственности за свои действия.

  1. Совместные занятия

Совместные занятия с ребенком могут помочь развить его умение работать в команде, принимать решения и развивать свои интересы. Родители могут проводить с ребенком совместные занятия, такие как чтение книг, игры в настольные игры или занятия спортом.

  1. Ограничение времени, проводимого за экранами

Важно ограничивать время, которое ребенок проводит за экранами, такими как телевизор, компьютер, планшет или смартфон. Это поможет ребенку развивать свои социальные навыки, коммуникативные способности и креативность, а также улучшить его физическое здоровье и сон.

  1. Участие в образовательном процессе

Важно участвовать в образовательном процессе ребенка, общаться с преподавателями и интересоваться его успехами и проблемами в школе. Это поможет родителям следить за прогрессом ребенка и помогать ему в обучении, а также развивать у ребенка чувство ответственности и уважения к учебному процессу. Огромную роль имеет такое явление, как переключение с семьи на школу, т. е. у школьника происходит смена главенствующих авторитетов. Авторитет родителей теперь становится для него не главным или не таким главным. Большее значение чаше всего приобретает учитель. При этом нужно отметить, что родителям нельзя ругать за это ребенка, так как такое непонимание может закрепить приоритет учителя. Учитель будет «хорошим», а родители – «плохими» и «несправедливыми».

Следующий ̶ это подростковый (от 11 до 15 лет).

Подростковый период – это самый сложный и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Подростковый возраст несет в себе трудности характера - дерзость, пренебрежение авторитетами, непокорность.  Здесь формируются основы нравственности, социальной установки, отношений к себе, людям, к обществу. Главное стремление – к самосовершенству.

Подростковый возраст несет в себе трудности характера - дерзость, пренебрежение авторитетами, непокорность. А тут возникают перестройки в организме, связанные с половым созреванием. Подавляющее большинство людей благополучно преодолевают возникающие затруднения. Ребенок нормально учится, хорошо ведет себя в школе и дома, послушен, трудолюбив, но между прочим, чем меньше хлопот доставляет нам ребенок в младшем возрасте, тем неожиданное бывают изменения, наступающие в подростковом возрасте. Подготовленность родителей к кризису подросткового возраста нередко усугубляет нарушение поведения и характера.

Что происходит в период подросткового кризиса? Прежде всего стремительный рывок к взрослению. Если раньше ребенок просто становился старше, то теперь он повзрослел духовно и физически. Подросток обладает высоким самомнением вследствие того, что он впервые осознал себя как личность.

В среднем школьном возрасте (от 11 до 15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его «эмоционального благополучия». В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

В этот период важным является личностное отношение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – это противоречивое и сложное явление. Подросток стремиться иметь близкого и верного друга и лихорадочно меняет друзей. В друге он ищет понимание, поддержку, принятие своих переживании. В этом возрасте подросток может объединиться в группу не только по взаимной симпатии, но и где общие интересы, занятия, способы развлечения. Для ребенка важно иметь референтную группу, т.е. какие ценности принимает, на чьи оценки поведения он ориентируется.

В распоряжении родителей много средств воспитания. Среди них: одобрение и осуждение, создание воспитывающей ситуации.

Слово - тончайший инструмент человеческого общения. Грубый крик пугает и озлобляет маленького человека. Не всегда мы умеем беседовать с детьми так, чтобы заставить задуматься, посмотреть новыми глазами на мир, на себя, на товарища. Нужно продуманно и требовательно относиться к каждому разговору со своим ребенком. Прежде чем начать разговор подумайте, что конкретно вы скажете сыну или дочери. Говорить надо спокойным и доброжелательным тоном. Если говорить о наказании, то это не желательный элемент воспитания. Мера эта связана с переживаниями ребенка, дополнительными нагрузками на нервную систему. Наказание может иметь место при условии уверенности в воспитании. Но другое воздействие здесь эффекта не даст. В наказании не должно присутствовать никакого оскорбления.

Одобрение, поощрение рождает стремление жить, работать, учиться еще лучше. Поэтому эта профилактика против проступков.

Поощрения могут быть как материальными, так и моральными. Пусть дети получают и то, и другое, но стремиться нужно чтобы дети больше ценили моральные. Желательно чтобы поощрения в семье были разнообразными: одобрительный взгляд, ласковое прикосновение, похвала, одобрение поступка, поведение ребенка в кругу авторитетных для него людей, подарок, о чем давно мечтал ваш ребенок, совместная поездка к знакомым, в цирк, на праздник. Сколько добрых чувств рождается в сердце ребенка… Говорят, что дети- это «зеркало» семьи, и в них, не смотря на все индивидуальные особенности, отражается характер семьи.

Семейный мир - это не только мир, ограниченный 4 стенами и крышей над головой. Это мир первых радостей и обид, первых ощущений. Мир, где мы спим, читаем, разговариваем, думаем, откуда мы уходим и куда возвращаемся. Семья - это общество в миниатюре. Через семейный мир ваш ребенок познает большой мир.

Вы, родители, должны знать, что возрастные особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия с вашим ребенком.

 Очень важно в период взросления беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток обязательно станет делиться своими проблемами.

 Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

  Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

 НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

 В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

 Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

И в завершении - это ранняя юность (от 15 до 18 лет).

Старшеклассник, который входит в новую общественную ситуацию при переводе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения. Это новый образ жизни, а образ жизни - это выбор профессии и независимость. Основным внутренним мотивом является не освоение новых знаний, а ориентация на результат.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько мотивом достижения в определённой сфере деятельности и практической выгодой этой профессии.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации. Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, при этом ребенок должен разобраться в своих собственных способностях и склонностях, иметь представление о своей будущей профессии. Конкретный способ достижения профессионального мастерства – это крайне сложная задача. Многие дети тревожны и боятся любого выбора, а другие просто не хотят менять что-то. Также в этом периоде усиливается значимость собственных ценностей. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если, например, ребенок раньше судил категорично о себе, то теперь более точно (я не лучше и не хуже других). В переходном периоде усложняются отношения со сверстниками. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогут им ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущая жизнь интересует детей с точки зрения профессионализма.

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.