Выступления педагога социального и педагога-психолога на общешкольном родительском собрании

Роль семьи в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях

«Роль семьи в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»

 

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы затронем такую тему как подростковый суицид или самоубийство.

Сейчас я озвучу вам цифра за 2024 год какова была ситуация в Минской области.

За 12 месяцев 2024 года в Минской области 6 несовершеннолетних совершили суицид или 2,07 на 100 тыс. детского населения.

Из общего количества несовершеннолетних, совершивших суицид

за 12 месяцев 2024:

по полу: 2 девочки и 4 мальчика;

по возрасту: 10-14 лет – 3; 15-17 лет – 3;

по способу совершения: 3 повешения; 3 падения с высоты

Среди несовершеннолетних, покончивших жизнь самоубийством в 2024, ни один из них на учете у врачей-психиатров-наркологов (детских врачей-психиатров) не состоял, за помощью к психотерапевтам и психологам не обращался.

За 12 месяцев 2024 года в Минской области зарегистрировано 51 суицидальная попытка несовершеннолетних или 17,57 на 100 тыс. детского населения.

Из общего количества несовершеннолетних, совершивших суицидальные попытки за 12 месяцев 2024:

Несовершеннолетние, проживающие в сельской местности, совершили 20 случаев парасуицида, среди городских 31 случай парасуицида.

Парасуициды совершали девушки в 78% (40 случаев) и 22% юноши (11 случаев.

53 % (27 случаев) парасуицидов совершено учащимися учреждений общего среднего образования, в 37 % (19 случаев) – учащимися учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, 4 % (2 случая) – студентами высших учебных заведения, (3 случая) – несовершеннолетними не являющимися учащимися.

71% (36 случаев) несовершеннолетних совершили суицидальные попытки в возрасте 15-17 лет, 29% (15 случаев) совершили суицидальные попытки в возрасте 10-14 лет.

Способы совершения суицидальных попыток: 31% (16 случаев) – нанесение самоповреждений, 57% (29 случаев) – острое медикаментозное отравление, 8% (4 случая) падение с высоты, 2% (1 случай) повешение,   2% (1 случай) иным способом.

Анализ фактов совершения подростками суицидальных попыток свидетельствует о том, что основными их причинами являются: избегание непереносимой жизненной ситуации, протест и месть, крик о помощи и привлечение внимания.

Кроме этого, в 2024 году на территории области зарегистрировано 306 случаев несуицидального самоповреждения несовершеннолетних.

Из всех случаев несуицидальные повреждения совершили 82% (251 случай) девушек и 18% (55 случаев) юношей.

В 71% (218 случаев) несуицидальные повреждения совершили учащиеся учреждений общего среднего образования, в 25% (77 случаев) – учащиеся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, 1% (3 случая) – учащиеся высшего учебного заведения, 2% (5 случаев) – несовершеннолетними, не являющимися учащимися учреждений образования.

В 98% (300 случаев) несовершеннолетние нанесли себе порезы различных частей тела.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные 

Поведенческие

Ситуационные

-                      Прямые, явные высказывания о смерти: “Я не могу так больше” - Косвенные намеки о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”, “Тебе больше не придется обо мне волноваться”, “Я ни кому не нужен”, “Всем будет лучше

без меня”

-                      Жалобы на жизнь, никчемность и ненужность “Мне все надоело”, “Они пожалеют, когда я уйду”

-                      Шутки на тему самоубийства

-                      Нездоровая заинтересованность вопросами смерти

-                      Размышления на тему могут приобрести художественное оформление (стихи, музыка, рисунки, иллюстрирующие депрессивное настроение)

-                      Жалобы на физическое недомогание

-                      Записки об уходе из жизни

-                      Многозначительные прощания с другими людьми

-                      Печаль, подавленность, тревога, плачь

-                      Потеря интереса к жизни

-                      Беспокойство, раздражительность, угрюмость

-                      Отсутствие мотивации к решению жизненных задач

-                      Замкнутость

-                      Фиксация внимания на примерах самоубийства

-                      Нарушение межличностных отношений (сужение круга контактов в коллективе, стремление к

уединению)

-                      Утрата интереса к

окружающему

-                      То внезапная эйфория, то приступы отчаяния

-                       Потеря или повышение аппетита, проблемы со сном

-                       Снижение двигательной активности у людей активных подвижных и общительных

-                      Возбужденное поведение и повышенная активность у малоподвижных и молчаливых

-                      Перепады настроения

-                       Необычное невнимание к внешнему виду

-                      Потеря интереса к любимым занятиям

-                       Нарушения внимания

1.                  Перемены в школьных привычках (пропуски занятий в школе, невыполнение домашнего задания, избегание общения с одноклассниками) -- Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

- Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

в еде есть слишком мало или слишком много;

во  сне спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде стать неряшливым;

 - В школьных привычках пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

-                      Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств самоубийства (накопление лекарственных средств, поиск отравляющих

жидкостей и т.п.)

- Внезапное проявление несвойственных черт (аккуратности, откровенности, щедрости, раздача личных веще и т.п.) - Окончательное приведение в порядок дел

-                      Примирение с давними врагами

-                      Отказ от совместных дел

-                      Приобщение или сильное употребление алкоголя, наркотиков

-                       Излишний риск в поступках

-                      Отсутствие планов на будущее

-                      Социальная изолированность (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

-                      Нестабильное окружение (серьезный кризис в семье)

-                      Ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального или эмоционального)

-                      Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм личная или семейная проблема)

-                      Ощущает себя жертвой насилия физического, сексуального или эмоционального.

-                      Предпринимал раньше попытки суицида.

-                      Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кемто из друзей, знакомых или членов семьи.

-                      Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

-                      Слишком критически настроен по отношению к себе.

-                       

Так почему же дети добровольно уходят из жизни?

Наиболее распространенные причины, которые могут повлечь за собой совершение самоубийства подростком:

  1. Состояние депрессии, вызванное потерей объекта любви, разрывом романтических отношений. Стресс. Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.
  2. Чувство вины, страха, враждебности.
  3. Тяжелое переживание неудач, в личных отношениях.
  4. Эмоциональное, психическое или сексуальное насилие.
  5. Стрессовые жизненные ситуации (серьезный разлад в семье, развод или разлука).
  6. Попытки покончить с собой ранее.
  7. Давление со стороны педагогов, родителей, других взрослых.
  8. Давление со стороны сверстников.
  9. Смерть близкого человека.
  10. Потеря социального статуса в коллективе, изоляция от социального окружения.
  11. Боязнь ответственности за совершенный поступок.
  12. Слабо физическое развитие или приобретенный физический дефект (например, вследствие автокатастрофы).
  13. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

Семилетний мальчик после попытки повешения рассказал, что решил умереть, поскольку мама после каждого проступка угрожала отдать его в приют за плохое поведение. Крики, слезы, мольбы – ничего не помогало, и тогда он решил повеситься.

  • Буду висеть и смотреть, как она убивается, а потом все у нас будет хорошо – сказал малыш.
  • Когда потом? – спросили его.
  • Потом, когда смерть пройдет…
  1. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
  2. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

  1. Специфическое воспитание в семье

Одна из причин кроется в семье и специфическом представлении некоторых родителей о «правильном» воспитательном процессе.

Попытка самоубийства – это крик о помощи. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями.

Сознание собственной правоты делает родителей поразительно нетерпимыми.

В таких семьях можно часто услышать: «Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано. Не позорь меня перед соседями». Воспитание больше похоже на указания начальника, которому нужен факт и не интересен внутренний мир сотрудника, служащего.

НАМ РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать. Ведь ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды.

Уважаемые родители! У ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже нам взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять.

Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его «большие проблемы». Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

  1. Школьные проблемы
  2. Неразделенная любовь. Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви или неуспеваемостью в школе. Сопровождается это печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач.
  3. Интернет. Очень часто суициды из-за травли в интернете и угроз в соцсетях так называемых клуба самоубийц, в которых проповедуют добровольный уход из жизни.

Так же в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой.

За компьютером современные российские подростки проводят в среднем 3 часа в день. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете.

Многие родители сами в Сеть не выходят и не обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве.

В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.

            Трудности в отношениях с родителями – не единственный фактор, который может довести подростка до самоубийства. Эксперты поясняют: в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой.

           За компьютером современные российские подростки проводят в среднем 3 часа в день. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете.

В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.

Отключать ребенку Интернет совсем и лишать его такого источника информации не стоит. Нужно контролировать, чем занимается ребенок в Сети. К тому же, если ребенок все свободное время проводит в Сети, избегает живого общения, то стоит обратить на это внимание.  По сути сегодняшние самоубийцы – первое поколение детей, выросшее на виртуальном общении. Психологи зачастую называют их «потерянным поколением»: многие дети практически лишены родительского внимания – взрослые были заняты выживанием и зарабатыванием денег. А в сети, которая заменяет им живое общение, практически невозможно понять, что подразумевают записи «Хочу уйти из жизни» - простое бравирование, глупую шутку или скрытый крик о помощи.            За последние полгода было закрыто порядка 20 сайтов и групп в социальных сетях, которые представляли собой эдакие "клубы самоубийц".

Они создавались подростками и ориентированы были тоже на подростков. Всего несколько ключевых слов в любом поисковике и перед нами множество советов, желающим покончить с собой, в том числе и популярная в сети, кочующая с одного ресурса на другой, брошюра «150 способов самоубийства». Хоть создатели и предупреждают, что все написанное там шутка, данные советы вполне действенны. Кроме того, многие сайты, изначально предназначенные для помощи потенциальным самоубийцам, на практике занимаются обратным.

Для многих к самоубийству подростков также характеры высокая внушаемость и стремление к подражанию.

  • «Как можно умереть, чтобы было не больно?»
  • «Какие таблетки надо съесть, чтобы умереть?»
  • «А не проще скинуться с крыши? Будет наверняка… Сама собираюсь»
  • «Я прыгаю. 8 этаж. Завтра покажут в новостях. Это так мило»
  • «Просто поделитесь своими знаниями о том, какие быстрые и безболезненные способы уйти из жизни вам известны…»
  • «Если много раз не получилось, значит не хотела»
  • «Плохо пыталась – пистолет и все»
  • «Лучше бритвой по венам»

Чтобы предотвратить суицид у ребенка, прежде всего:

  1. Внимательно выслушаете решившегося на самоубийство ребенка. В состоянии душевного кризиса любому из нас необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Относитесь серьезно ко всем угрозам. Разговоров на тему самоубийства может и не быть. Любой признак возможно опасности вас должен насторожить. Внимательно отнеситесь ко всем, даже незначительным, обидам и жалобам. Подростки могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  3. Поговорите с кем-нибудь о ваших опасениях. Возможность совершения самоубийства вызывает эмоциональный стресс, поэтому вам надо избавляться от собственных тревог и получить поддержку специалиста. Пусть он решает, насколько реальны ваши опасения.
  4. Постарайтесь определить, насколько серьезны намерения и чувства вашего ребенка и есть ли у него план действий. Конкретный план (в отличие от неопределенного, расплывчатого) – знак реальной опасности.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли ваш ребенок о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
  6. Дайте знать ребенку, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
  7. Пригласите психотерапевта, который может вывести подростка из кризисного состояния. В терапевтическом процессе лечения подростки с суицидальными тенденциями достигают осознания своих проблем и вырабатывают совладающие стратегии.
  8. Дайте ребенку почувствовать, что вам не все равно. Слушайте с чувством искренности и понимания. Не отталкивайте его. Если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией, помните, что подросток с суицидальными наклонностями редко обращается за помощью к профессионалам. Убедите ребенка в том, что непременно есть такой человек, который может помочь.
  9. Ненавязчиво отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – не эффективное решение всех проблем. Убедите ребенка в том, что, приняв вашу помощь, он сделал верный шаг.
  10. Не предлагайте упрощенных решений типа: “Все, что тебе сейчас необходимо – это хорошо выспаться, утром ты почувствуешь себя лучше”. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать, например, “Конечно, твой классный руководитель поможет”.
  11. Не оставляйте своего ребенка без внимания. Если вам надо уйти, оставьте его на попечении взрослого.
  12. Вас не должны ввести в заблуждение утверждения о том, что кризис уже миновал. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям, поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
  13. Не избегайте и других возможных источников помощи – друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Что родителю делать нельзя, если для ребенка характерно суицидальное поведение:

  1. Заметив признаки аффективного поведения (непривычные реакции, повышенную нервозность, несдержанность в поступках и словах, выраженное отчаяние), допускать негативное воздействие на ребенка – упрекать, наказывать, надсмехаться, подшучивать и т.д.
  2. Пытаться выступать в роли судьи.
  3. Говорить – “Посмотри на все, ради чего ты должен жить …”.
  4. Оставлять опасные предметы (лекарства, колющие, режущие предметы и др.) там, где находиться подросток, собирающийся покончить жизнь.
  5. Оставлять ребенка, собирающегося покончить жизнь, одного.
  6. Спорить, стараться образумить ребенка, говоря: “Ты не можешь убить себя, потому что …”.
  7. Наталкивать на мысль, говоря: “Пойди и сделай это …”.
  8. Пытаться успокоить ребенка, приводя ему в качестве примера ситуации с проблемами других людей: “У тебя не произошло ничего страшного, а вот у … на самом деле беда”.

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Не говорите

“Ненавижу школу…”

“Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?”

“Когда я был в твоем возрасте… Да ты просто лентяй!”

“Все кажется таки безнадежным”

“Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь”

“Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе”

“Всем было бы лучше без меня!”

“Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи, что происходит?”

“Не говори глупостей. Давай поговорим о чемнибудь другом”

“Вы не понимаете меня!”

“Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я

действительно хочу знать”

“Кто может понять молодежь в наши дни”

“Я совершил ужасный поступок”

“Давай седеем и поговорим об этом”

“Что посеешь, то и пожнешь!”

“А если у меня не получиться”

“Если не получиться, я буду знать, что ты сделал все возможное”

“Если не получиться – значит, ты недостаточно старался!”

 

             Советую родителям не оставлять детей один на один с этой сложной жизнью. Будьте рядом, станьте своему ребенку другом, советчиком, защитником. Не забывайте говорить о своей любви к детям и учите любить их самих.

             Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».

            Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы следуя и следуя им, строили свою жизнь счастливо – будьте

счастливы сами! Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.

 

свернуть

Обеспечение безопасности детей – забота общая

«Обеспечение безопасности детей – забота общая»

Здравствуйте, уважаемые родители! Тема моего выступления: «Обеспечение безопасности детей – забота общая».

Безопасность детей, уважаемые родители, во многом зависит от того, что мы с вами посоветуем детям и чему их научим. Наша задача - сделать всё, для того чтобы дети были живы и здоровы.

Почему именно сегодня я хочу затронуть проблему безопасного поведения детей? Дело в том, что когда ваши дети поступают в школу, они становятся все более и более самостоятельными и очень часто им приходится самим принимать решения.

Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.

Проблема безопасности детей сегодня является одной из самых серьёзных и актуальных, т.к. опасность подстерегает наших детей везде: на дороге, во дворе, в подъезде дома, да и в любом месте, где может находиться ребёнок.

Бесспорно, каждый родитель беспокоится о здоровье своего ребенка, но одного беспокойства недостаточно. Необходимо систематически и целенаправленно обучать наших детей основным правилам жизни.

Безопасность ребенка во время пребывания в школе

Несмотря на то, что руководство учреждения образования несёт ответственность за жизнь и здоровье учеников, правила и контроль в школах ужесточаются, дети все равно попадают в неприятные ситуации, таящие в себе опасность.

Обязательно рассказывайте детям о правилах безопасного поведения в школе, это поможет избежать множества проблем. А начать стоит с основных правил, что по лестницам следует перемещаться аккуратно, не стоит выходить за пределы школьного здания без необходимости, сидеть на подоконниках и открывать окна без разрешения учителя, конечно, не бегать по коридорам, не разливать и не разбрасывать остатки еды, так как из-за этого кто-то может упасть, нельзя выражаться нецензурной лексикой.

Также следует объяснить ребенку, что не стоит носить дорогие украшения в школу, оставлять ценные вещи в раздевалке, на парте, на подоконниках — это избавит от неприятностей, например, воровства. Скажите ребенку, что личные вещи нужно всегда держать при себе. В случае кражи нужно рассказать обо всем учителю или руководству учреждения.

Объясните ребенку, что не стоит решать конфликты с одноклассниками кулаками, лучше это сделать мирным путем, просто поговорив, это намного эффективнее.

Безопасность ребенка вне школы

Перейдём к рассмотрению ещё одного не менее важного вопроса - безопасность вне школы. Дети очень много знают, что нельзя делать, но часто они не соотносят опасную ситуацию с собой.

Важно приучить ребёнка звонить вам при выходе куда-то, и дойдя до туда. И приучать к этому нужно, показывая примером. Мама и папа на глазах у ребёнка звонят друг другу, сообщают, что вышли с работы: "буду через час". Можно акцентировать внимание ребёнка на этом, показать ему, что мы не контролируем, а просто беспокоимся друг о друге. Потому что если он не видит, как взрослые это делают, то может решить, что его по малолетству просто держат под контролем, ограничивают, не доверяют. 

Учим детей говорить "нет", учим детей не слушать незнакомых взрослых. Мы часто приучаем детей слушаться маму, папу, бабушку, учительницу Марию ванну, консьержку, не спорить со всеми этими людьми, быть вежливым. В результате мы получаем детей, которые уходят с незнакомыми взрослыми. Ставили эксперимент: из 50 детей, к которым подошли незнакомые взрослые, не ушел только 1 (один) ребёнок. Доносим до детей следующую мысль: нормальные, адекватные взрослые не просят детей о помощи, не просят ничего донести, посторожить, найти в багажнике машины. Конечно, можно помочь бабушке с клюкой донести тяжелую сумку до подъезда. Но у подъезда и сумку и бабушку нужно оставить, и сказать волшебные слова: "мне дальше мама ходить не разрешает ".

Если ваш ребёнок звонит вам и говорит: "встреть меня, пожалуйста ", пожалуйста, встаньте с дивана и сделайте это. Возможно, ребёнок не может сказать, что какой-то дядя очень пристально смотрит на него, потому что этот человек рядом. Если вы скажете: "ну что ты, ты же уже взрослый ", а потом что-нибудь произойдёт, вы себе этого не простите. Не ленитесь. 

Научите ребёнка кричать. Очень многие и дети, и взрослые кричать не умеют. Езжайте в лес и начните там. Покажите ему пример.

Если вы знаете, что ребёнку идти от школы до дома, от репетитора до спортивной секции, от вас до бабушки 30 минут, то спустя 60 минут, если он не объявился, можно начинать искать. Нужно начинать писать и звонить абсолютно всем: бывшим мужьям, бабушкам и дедушкам, родителям одноклассников, одноклассникам. Не надо думать, что это неудобно. Неудобно будет, если он никогда уже не найдётся. На уши поднимаются абсолютно все. Да, не забудьте потом всем позвонить и каждого успокоить и поблагодарить за беспокойство. Зачем это делается: вы никогда не знаете, что могло произойти, например, ребёнок мог чего-то испугаться, мог побежать от кого-то, и оказавшись в условно знакомом ему районе, мог пойти по хоть сколько-нибудь знакомому адресу.

Если ребёнок всё-таки нашелся, пожалуйста, не надо на него кричать. Спокойно объясняем, что мы волновались. Объясняем, почему то, что произошло, было опасно. Помните родителей Малыша из мультика про Карлсона: мальчика с крыши снимала пожарная команда, но, когда родители встретили его, они обнял его и сказали: "малыш, как же мы волновались". 

Правила безопасности в сети Интернет

Компьютер и Интернет с каждым днем всё активнее входят в нашу жизнь. Дети сегодня являются одними из самых активных пользователей Сети. Кроме того, что Интернет – это полезный источник информации и общения, он (вместе с компьютером) одновременно является и источником угроз безопасности детей.

Проведите несколько часов с ребёнком за компьютером, покажите на личном примере, что делают в сети с внезапно открывающимися окнами с неприличными картинками, рекламой, и всем тем, что кажется нам самоочевидным, а ему в новинку. 

Социальные сети: ни в коем случае нельзя запрещать детям пользоваться социальными сетями. Разрешите ему ввести собственную страничку - так на ваших глазах будет информация о том, чем он интересуется, какую музыку слушает, с кем дружит. Раз в месяц просматривайте список его друзей, вас должны насторожить взрослые люди. Запретите ему - и в критической ситуации, вы обнаружите восемь фэйковых страниц с чужими фотографиями и неверно указанным возрастом. Вы можете запретить все что угодно, только эти страницы все равно будут, просто вы не будете о них знать.

Объясните детям, почему никогда нельзя выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, тем более на страницах публичного доступа в соцсетях.

Далее мы затронем тему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

К сожалению, ни один ребёнок не застрахован от совершения ошибок, а порой и серьёзных правонарушений. Наша задача — помочь им не совершать эти ошибки, защитить их от негативного влияния и научить правильно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Почему эта тема важна?

Во-первых, правонарушение, даже самое незначительное, может иметь серьёзные последствия для будущего вашего ребёнка. Это может повлиять на его поступление в учебное заведение, трудоустройство и даже на его репутацию в обществе.

Во-вторых, вовлечение в противоправную деятельность часто свидетельствует о более глубоких проблемах: недостатке внимания, неудовлетворённости жизнью, трудностях в общении со сверстниками или взрослыми. Раннее выявление и решение этих проблем — залог предотвращения серьёзных последствий.

Какие факторы могут способствовать совершению правонарушений?

  • Неблагоприятная обстановка в семье:конфликты, отсутствие взаимопонимания, недостаток внимания к ребёнку, асоциальное поведение родителей.
  • Негативное влияние сверстников:желание соответствовать группе, страх быть отвергнутым, следование за лидером с асоциальными наклонностями.
  • Свободное время и отсутствие контроля:недостаточная занятость во внеурочное время, отсутствие контроля за времяпрепровождением, отсутствие интересов и увлечений.
  • Влияние интернета и социальных сетей:пропаганда насилия, жестокости, асоциального поведения, вовлечение в деструктивные группы.
  • Незнание законов:непонимание ответственности за совершение тех или иных поступков.

Что можете сделать вы, родители?

  • Уделяйте внимание своим детям:интересуйтесь их жизнью, проблемами, успехами, друзьями. Проводите с ними время, разговаривайте, слушайте.
  • Контролируйте времяпрепровождение ребёнка:знайте, с кем он общается, где бывает, чем занимается в свободное время.
  • Интересуйтесь его деятельностью в интернете и социальных сетях:будьте в курсе, какие сайты он посещает, с кем общается, в каких группах состоит.
  • Объясняйте ребёнку правила поведения в обществе и последствия их нарушения:рассказывайте о законах и ответственности за правонарушения.
  • Формируйте у ребёнка позитивные жизненные ценности:учите его уважению к другим людям, ответственности, честности, доброте.
  • Подавайте личный пример законопослушного поведения:дети учатся, глядя на вас.
  • Поддерживайте связь со школой:интересуйтесь успехами ребёнка, посещайте родительские собрания, обращайтесь к учителям и специалистам при возникновении проблем.
  • Не игнорируйте тревожные сигналы:если вы заметили, что ребёнок стал замкнутым, агрессивным, скрытным, у него появились новые сомнительные друзья, его поведение изменилось, — обратитесь за помощью к специалистам.

И в заключение хотелось бы сказать о том, что родители - главные люди в жизни ребенка, но к сожалению непосредственные контакты современных детей и родителей сводятся к минимуму. Мы, взрослые, отдаем нашим детям самое вкусное, одеваем в самое лучшее, защищаем от неприятностей. Но вот свое свободное время мы отдаем им неохотнее всего остального.

Помните: ваши дети хотя и подросли, немного повзрослели, но они еще так доверчивы и легко внушаемы. Поэтому их безопасность еще во многом должна обеспечивать мы с вами. Наше с вами поведение – это пример для наших детей.

Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.

свернуть
поделиться в: