Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Средняя школа №4 г.Слуцка
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
18.01.2023 № 39
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке создания и функционирования ресурсного центра
1. Настоящим Положением определяется порядок создания и функционирования ресурсного центра в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях (далее – учреждения образования).
2. Ресурсный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением, а также уставом учреждения образования, в структуре которого он создан, и положением о ресурсном центре учреждения образования, утверждаемым руководителем учреждения образования.
3. Координацию работы по созданию и функционированию ресурсных центров в учреждениях образования осуществляет учредитель учреждения образования.
4. Целью деятельности ресурсного центра является накопление и внедрение в практику работы учреждений образования определенной административно-территориальной (территориальной) единицы материальных, методических и иных ресурсов для инновационного развития этих учреждений образования.
5. Ресурсный центр создается по одному или нескольким направлениям деятельности учреждения образования при условии наличия в нем научно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов, позволяющих ему выступать в качестве ресурсного центра по одному или нескольким направлениям деятельности для других учреждений образования.
6. Основными задачами ресурсного центра являются:
информационное, научно-методическое, консультационное обеспечение деятельности педагогических работников учреждений образования по вопросам организации образовательного и воспитательного процессов;
проведение олимпиад, конкурсов, турниров, фестивалей, конференций, симпозиумов, конгрессов, семинаров, праздников и иных мероприятий, подготовка обучающихся к участию в них, организация и проведение педагогических мероприятий (логопедических, тифлопедагогических, сурдопедагогических и иных);
проведение в учреждениях образования работы по реализации принципа инклюзии в образовании;
обеспечение организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования, апробации и внедрения в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий, методик педагогической работы;
участие в опытной проверке учебных изданий, экспертизе средств обучения, необходимых для реализации образовательных программ;
создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников учреждений образования;
участие в реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования, в том числе посредством сетевой формы взаимодействия, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной деятельности.
7. Ресурсный центр создается как структурное или обособленное подразделение учреждения образования и упраздняется (прекращает деятельность) по решению руководителя учреждения образования, согласованному с его учредителем. Упразднение (прекращение деятельности) ресурсного центра также может осуществляться по инициативе учредителя учреждения образования.
8. Для согласования создания или упразднения (прекращения деятельности) ресурсного центра руководитель учреждения образования, в структуре которого планируется создание или упразднение (прекращение деятельности) ресурсного центра, направляет учредителю учреждения образования письмо о согласовании создания или упразднения (прекращения деятельности) ресурсного центра в структуре учреждения образования с мотивированным обоснованием, а также проект положения о ресурсном центре учреждения образования (при его создании).
В письме о согласовании создания ресурсного центра указываются цели его создания, направления деятельности, соответствие их целям и задачам деятельности учреждения образования, сведения о научно-методическом, кадровом, материально-техническом обеспечении направлений деятельности ресурсного центра.
9. Учредитель учреждения образования в двухнедельный срок со дня поступления документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения:
при получении письма о согласовании создания ресурсного центра оценивает целесообразность его создания в учреждении образования с учетом задач, определенных в пункте 6 настоящего Положения, и информирует руководителя учреждения образования, в структуре которого планируется создание ресурсного центра, письмом о согласовании создания ресурсного центра либо об отказе в согласовании с указанием причин;
при получении письма о согласовании упразднения (прекращения деятельности) ресурсного центра оценивает целесообразность его упразднения (прекращения деятельности) и информирует руководителя учреждения образования, в структуре которого создан ресурсный центр, письмом о согласовании или об отказе в согласовании упразднения (прекращения деятельности) ресурсного центра.
10. Руководитель учреждения образования в пятидневный срок после получения письма о согласовании создания или упразднения (прекращения деятельности) ресурсного центра принимает решение о создании или упразднении (прекращении деятельности) ресурсного центра и принятии иных мер по его реализации в соответствии с законодательством.
11. Функционирование ресурсного центра учреждения образования осуществляется в соответствии с планом работы ресурсного центра на текущий учебный год, который утверждается руководителем учреждения образования.
12. Финансирование деятельности ресурсного центра учреждения образования осуществляется за счет средств республиканского или местного бюджетов, выделяемых на функционирование учреждения образования, в структуре которого он создан, и иных источников, не запрещенных законодательством.
ПОЛОЖЕНИЕ
о ресурсном центре по профилактике заболеваний и сохранению здоровья учащихся
в Государственном учреждении образования
«Средняя школа №4 г.Слуцка»
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы, структуру ресурсного центра по здоровьесбережению Государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г.Слуцка» (далее – Ресурсный центр).
1.2. Ресурсный центр — это структура на базе УО, реализующая систематизированный план действий, направленных на улучшение здоровья всех участников образовательного процесса (обучающиеся, законные представители несовершеннолетние обучающиеся, педагогические работники) с применением современных подходов и технологий здоровьесбережения.
1.3. Критериями, в соответствии с которыми на базе учреждения образования может создаваться Ресурсный центр, являются:
1.4. В своей деятельности Ресурсный центр руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными актами Министерства образования Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь по данному направлению деятельности и настоящим Положением.
1.5. Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Слуцкого районного исполнительного комитета, администраций Слуцкого райисполкома, осуществляющей государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждениями образования, общественными организациями и физическими лицами, заинтересованными в развитии системы образования.
1.5. Сопровождение деятельности ресурсного центра на региональном уровне осуществляют институты развития образования, на республиканском уровне – государственное учреждение образования «Академия образования».
1.6. Ресурсный инновационный центр не является юридическим лицом.
2.1. Основной целью деятельности Ресурсного центра является распространение передового опыта по профилактике заболеваний и сохранению здоровья с привлечением всех участников образовательного процесса (обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники); повышение качества образования посредством создания единого научно-педагогического пространства по использованию принципов здоровьесбережения в образовательном процессе.
2.2. Задачи ресурсного центра:
разработка и реализация планов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса (обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники);
аккумулирование передового опыта и технологий формирования здоровьесберегающей среды и профилактики заболеваний;
распространение опыта работы в других учреждениях образования на основе сетевого взаимодействия.
Ресурсный центр в учреждении образования может реализовывать одно или несколько приоритетных направлений по сохранению и укреплению здоровья учащихся:
3.1. Организационно-методическая работа
3.2. Информационно-методическая работа
3.3. Основные направления работы Ресурсного центра определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.
4.1. В своей деятельности ресурсный центр руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
4.12. В учреждении образования, обладающем статусом Ресурсного центра, должна быть следующая документация:
Положение о Ресурсном центре по определенному направлению деятельности;
план работы;
отчеты о проделанной работе (ежегодно);
приказы об открытии (закрытии) Ресурсного центра, об ответственных за работу Ресурсного центра;
протоколы заседаний органов самоуправления, рассматривающих организацию и содержание работы Ресурсного центра.
4.2. Организация работы ресурсного центра не приводит к изменениям организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, не требует внесения изменений в Устав.
4.3. Организация работы ресурсного центра осуществляется по плану работы, основанного на результатах оценки здоровья учащихся и факторов его формирующих.
4.4. Координацию деятельности ресурсного центра осуществляет территориальный центр гигиены и эпидемиологии совместно с региональным органом управления образования и организацией здравоохранения.
4.5. Функционирование ресурсного центра открывается приказом директора учреждения образования и осуществляется в части организации сотрудничества с учреждениями как образования, так и других ведомств на основе заключаемых договоров.
4.6. С целью расширения сферы сотрудничества и повышения эффективности работы по профилактике заболеваний ресурсный центр вправе привлекать другие организации.
4.7. Ресурсный центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Его деятельность осуществляется в соответствии с планом работы, утвержденным руководителем учреждения образования, согласованным с территориальным центром гигиены и эпидемиологии совместно с региональным органом управления образования и организацией здравоохранения.
4.8. Непосредственное руководство текущей деятельностью возлагается на заместителя директора, назначенным на должность приказом руководителя учреждения образования, на базе которого ресурсный центр функционирует.
4.9. Для выполнения работ и заданий ресурсного центра его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования с их согласия дополнительные обязанности.
4.10. Учреждение образования в целях осуществления им функций ресурсного центра самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования.
4.11. Руководитель учреждения образования, выполняющего функции ресурсного центра, вправе вносить территориальному органу управления образования предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т. п.) своих работников и привлекаемых лиц.
4.12. Методическое сопровождение деятельности ресурсного центра осуществляют центр гигиены и эпидемиологии; педиатрические отделения по медицинскому обеспечению детей в учреждениях образования детских (взрослых) поликлиник; педиатрические отделения или другие структурные подразделения центральных районных (городских) больниц (поликлиник), управления образования.
4.13. Деятельность учреждения образования в части выполнения им функций Ресурсного центра может осуществляться на основе договоров о сотрудничестве, заключаемых с учреждениями образования, в отношении которых оно выступает в качестве Ресурсного центра, и другими лицами в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
4.14. При наличии необходимых условий и средств, при выполнении функций Ресурсного центра учреждение образования вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации (в том числе иностранные и международные), их отдельных работников, иных лиц.
4.15. Руководитель учреждения образования, выполняющего функции Ресурсного центра, вправе вносить структурному подразделению городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в города, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц.
4.16. По запросу структурного подразделения областных, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов или города, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования Ресурсный центр предоставляет им оперативную информацию по направлению своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы образования района, области.
4.17. Ресурсный центр ежегодно отчитывается о проделанной работе.
4.18. Деятельность Ресурсного инновационного центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя научно-методических функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.
5.1. Структуру Ресурсного инновационного центра определяет учреждение образования самостоятельно.
5.2. При Ресурсном центре могут действовать районные методические объединения педагогических работников, творческие коллективы по направлению, которое курирует Ресурсный центр.
5.3. Ресурсный центр возглавляет руководитель, который назначается директором учреждения образования по согласованию со структурным подразделением городского, районного исполнительного комитета, местных администраций районов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования.
5.4. Руководитель несет ответственность за деятельность Ресурсного центра и подотчетен руководителю учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
7.1. Положение о Ресурсном центре по определенному направлению деятельности составляется на основе настоящего Положения, принимается решением педагогического совета учреждения образования, вступает в силу после утверждения приказом руководителя учреждения образования.
ПЛАН РАБОТЫ
ресурсного центра по профилактике заболеваний и сохранению здоровья
«Школа – территория здоровья»
на 2024/2025 учебный год
Государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г.Слуцка»
№ п/п |
Мероприятия |
Дата проведения |
Участники |
Ответственные |
Общие организационные мероприятия: |
||||
1. |
Подготовка и издание приказа директора учреждения образования «Об организации работы ресурсного центра по профилактике заболеваний и сохранению здоровья» |
август 2024 |
Члены Совета РЦ |
Зам.директора по ВР Андрусевич Т.А. |
2. |
Разработка плана мероприятий по реализации проекта на текущий учебный год |
август 2024 |
Члены Совета РЦ |
Зам.директора по ВР Андрусевич Т.А. |
3. |
Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в рамках проекта «Школа – территория здоровья» |
в течение года |
Администратор сайта |
Полосухина Е.Г. |
4. |
Ознакомление всех педагогических работников учреждения образования, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов |
сентябрь 2024 |
Педагоги, учащиеся, родители |
Руководство школы Классные руководители |
5. |
Мониторинг и анализ здоровьесберегающей деятельности учреждения образования при организации образовательного процесса |
в течение года |
Члены Совета РЦ |
Руководство школы |
Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, режим работы учреждения |
||||
6. |
Организация образовательного процесса в соответствии с СанПиНом, санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации зданий учреждений образования, расписание уроков, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, режимные моменты группы продленного дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др. |
в течение года |
Педагоги |
Заместитель директора по учебной работе Глебко Е.В., Заместитель директора по учебной работе Илюкевич Е.А. |
7. |
Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня |
Август-сентябрь 2024 |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Зам.директора по ВР Андрусевич Т.А. |
8. |
Контроль за соблюдением требований безопасности, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении образования |
в течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Зам.директора по ХР Трусова Е.С. |
9. |
Обеспечение контроля за выполнением запрета курения на территории школы |
в течение года |
Члены Совета РЦ |
Зам.директора по ВР Андрусевич Т.А., Зам.директора по ХР Трусова Е.С. |
10. |
Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школе: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов |
в течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Руководство школы, классные руководители |
11. |
Мониторинг состояния здоровья учащихся, пополнение информационной базы по результатам медосмотра |
в течение года |
Учащиеся |
Фельдшер школы Корованова Т.И., Классные руководители |
Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения образования с целью решения здоровьесберегающих задач |
||||
12. |
Укрепление материально-технической базы школы к новому учебному году |
до 15 августа 2024 г., в течение года |
Члены Совета РЦ |
Зам.директора по ХР Трусова Е.С., председатель попечительского совета |
13. |
Разработка плана и озеленение территории учреждения образования |
в течение года |
Члены Совета РЦ |
Зам.директора по ХР Трусова Е.С., настоятель РО иеродиакон Александр |
Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся |
||||
14. |
Проведение ежегодных медосмотров учащихся, определение группы здоровья и группы здоровья по физкультуре |
Август 2024, в течение года |
Специалисты УЗ «Слуцкая ЦРБ» |
Заместитель директора по учебной работе Глебко Е.В., Фельдшер школы Корованова Т.И. |
15. |
Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма |
в течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся
|
Социальный педагог Певчук В.Н. |
16. |
Организация и проведение семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов |
в течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Зам.директора по ВР Андрусевич Т.А., педагог социальный Певчук В.Н. |
17. |
Проведение единых «Дней здоровья» |
каждая вторая суббота месяца |
Педагоги, учащиеся |
Учителя физической культуры и здоровья |
18. |
Проведение мероприятий согласно плану работы школы спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий |
в течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Учителя физической культуры и здоровья |
19. |
Проведение спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся |
в течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Учителя физической культуры и здоровья |
20. |
Проведение тематических недель, акций, классных и информационных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни |
в течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Зам.директора по ВР Андрусевич Т.А., классные руководители |
21. |
Проведение просветительской работы в период подъёма заболеваемости вирусной инфекцией |
в период подъёма заболеваемости |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Фельдшер школы Корованова Т.И. |
22. |
Проведение бесед, классных часов с учащимися по вопросам безопасного поведения; организация индивидуальной работы по предотвращению несчастных случаев и травматизма |
в течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Классные руководители |
23. |
Организация тематических книжных выставок, презентация специальной литературы по вопросам здорового образа жизни |
постоянно |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Библиотекарь школы Керимова Н.М. |
24. |
Оздоровление учащихся |
в каникулярный период |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Зам.директора по ВР Андрусевич Т.А. |
Работа социально-педагогической службы |
||||
25. |
Оформление и обновление информационных стендов |
в течение года |
Члены Совета РЦ, |
Специалисты СППС
|
26. |
Адаптация учащихся I класса к школе, V класса ко II ступени общего среднего образования |
Учащиеся |
Педагог психолог Авсюкевич О.Н. |
|
27. |
Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков |
в течение года |
Педагоги, учащиеся |
Педагог психолог Авсюкевич О.Н.Классные руководители |
28. |
Оказание помощи и социальной защиты детям-сиротам, детям-инвалидам, детям с ОПФР |
в течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Специалисты СППС
|
29. |
Беседы, круглые столы, диспуты по профилактике вредных привычек, по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ, просмотр видеороликов соответствующей тематики |
в течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Специалисты СППС |
Организация здорового и рационального питания обучающихся |
||||
30. |
Организация горячего питания, составление графика питания в школьной столовой |
сентябрь 2024 – май 2025 г. |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Шеф-повар Шкурская И.Н. |
31. |
Охват горячим питанием школьников |
сентябрь 2024 – май 2025 г. |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Совет по питанию |
32. |
Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи |
сентябрь 2024 – май 2025 г. |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Бракеражная комиссия |
33. |
Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья |
сентябрь 2024 – май 2025 г. |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся |
Совет по питанию |
34. |
Ежедневный контроль и ведение журнала «Здоровье» |
Ежедневно |
|
Шеф-повар Шкурская И.Н. |
Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья детей и взрослых |
||||
35. |
Ознакомление родителей с, состоянием здоровья их детей, с требованиями программ по физической культуре, содержанием оздоровительной работы с детьми в семье на общешкольном и классных родительских собраниях |
сентябрь 2024 – май 2025 г. |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся родители |
Классные руководители |
36. |
Проведение лекториев в рамках республиканского проекта «Родительский университет» |
В течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся родители |
Педагог-психолог Авсюкевич О.Н. |
37. |
Подготовка памяток для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей», «Гимнастика для глаз», «Правила работы за компьютером» |
В течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся родители |
Классные руководители |
38. |
Проведение совместных спортивных мероприятий с участием родителей в рамках 6-го школьного дня |
В течение года |
Члены Совета РЦ, педагоги, учащиеся
|
Учитель физической культуры и здоровья Корбут М.М. |
Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
||||
39. |
Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни |
В течение года |
Члены Совета РЦ |
Зам.директора по ВР Андрусевич Т.А., , педагоги, ответственные за проведение мероприятий |
40. |
Анкетирование педагогов, учащихся, законных представителей учеников с целью определения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов |
Апрель |
Члены Совета РЦ |
Зам.директора по ВР Андрусевич Т.А., , |
41. |
Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
май 2025 г. |
Члены Совета РЦ |
Немкович Е.С. директор школы |
Кадровый состав
Совета ресурсного центра по профилактике заболеваний и сохранению здоровья учащихся «Школа – территория здоровья»
Ф.И.О. педагога
|
Занимаемая должность |
Деятельность в Совете РЦ |
Немкович Елена Семеновна |
Директор |
Председатель Совета РЦ |
Андрусевич Татьяна Анатольевна |
Заместитель директора по воспитательной работе |
Координатор Совета РЦ |
Илюкевич Елена Аркадьевна |
Заместитель директора по учебной работе |
Член Совета РЦ |
Трусова Елена Сергеевна |
Заместитель директора по хозяйственной работе |
Член Совета РЦ |
Богаутдинова Анастасия Алексеевна |
Педагог-организатор |
Член Совета РЦ |
Авсюкевич Ольга Николаевна |
Педагог-психолог |
Член Совета РЦ |
Певчук Вероника Николаевна |
Педагог социальный |
Член Совета РЦ |
Корбут Максим Михайлович |
Учитель физической культуры и здоровья |
Член Совета РЦ |
Бруй Ирина Александровна |
Руководитель школьного методического объединения классных руководителей |
Член Совета РЦ |
Шкурская Ирина Николаевна |
Шеф-повар |
Член Совета РЦ |