Советы психолога

 7 полезных советов для родителей или как воспитать ребенка
(Рекомендации родителям по обучению детей на последствиях их собственных поступков)


Обучая детей на последствиях их собственных поступков, необходимо проявлять определенную гибкость и ориентироваться на конкретные обстоятельства, т. е. к  периодически возникающим проблемам, но ни в коем случае не к чрезвычайным ситуациям. Постарайтесь твердо придерживаться своей позиции. Слишком часто родители пугают детей карами, которые они даже не намереваются приводить в исполнение. Например, если Вы договорились, что вся семья ужинает в 18:00, а ваш сын приходит домой  в 18:30, следует дать ему почувствовать на себе последствия своего опоздания - пусть сам попробует, найти себе что-нибудь, перекусить, но ни в коем случае не бросаться на кухню, чтобы приготовить ему отдельный ужин.
Не перебарщивайте: не следует забывать и о других методах родительского воздействия. Вряд ли вы добьетесь чего-нибудь путного, если, увлёкшись дисциплиной, начнете муштровать детей, забывая о том, что они нуждаются во внимании и поддержке. Воспитание дисциплины должно опираться на пример, который подаете Вы сами. Если Вы сами горазды, срываться на крик, перебивать других на полуслове, распускать руки, ругаться и критиковать всех и вся, можете быть уверены  в том, что ваш ребенок всему этому научится. В то же время ваши доброта, твердость, честность, внимательность, способность попросить прощения и поддержать в трудную минуту учат детей быть добрыми, твердыми, честными, отзывчивыми. Детям совершенно необходимы ограничения, хотя бы для того, чтобы против них протестовать. Когда ребенок поднимает бунт против ограничений, закатывает истерики, бросает вам в лицо «Я тебя ненавижу» - не поддавайтесь панике: просто надо дать ему возможность выразить свои чувства, может быть даже обнять его, когда он пытается вас ударить и орет благим матом, и оставаться с ним, пока он не выплачется. Вы сами сможете убедиться, какой благотворный эффект это на него окажет.
Приведём примеры ситуаций, в которых дети могут научиться на последствиях своего выбора того или иного образа действий. Используйте описанные здесь методы в воспитании собственных детей!


1. Ребенок не встает по утрам после многочисленных напоминаний.

Что обычно делают родители:
Срываются на крик, отчитывают ребенка, изводят его напоминаниями, угрожают, улещивают, заставляют.
Обучение детей на последствии их собственных действий:
Следует напомнить ребенку, что пора вставать - но всего один раз (старшим детям можно дать будильник - и возможность опоздать в школу или обойтись без завтрака). Во время каникул все члены семьи решают, в котором часу выходить к завтраку, после чего опоздавшие ждут обеда.
Результат:    Ребенок начинает самостоятельно следить за временем по утрам.

2. Ребёнок  постоянно теряет свои вещи.
Что обычно делают родители:
Напоминают, отчитывают, ругают, помогают искать потерянные вещи, приходят на выручку.
Обучение детей на последствии их собственных действий:
Надо позволить ребенку испытать на себе последствия своих действий обойтись без забытого в автобусе обеда, без потерянного учебника, и т. д. Если утеря напрямую сказывается на родителях, следует заранее выработать согласованный план действий и привести его в исполнение, если понадобится.
Результат: Ребенок очень быстро начинает более внимательно следить за своими вещами.

3. Ребёнок не чистит зубы.
Что обычно делают родители:
Напоминают, ругают, стыдят, заставляют.
Обучение детей на последствии их собственных действий:
Следует предложить ребенку следующий выбор: начать чистить зубы или отказаться от сладостей.
Результат: Ребенок начинает чистить зубы - и понимать, откуда берется кариес.

4. Ребенок не выполняет работу по дому.
Что обычно делают родители:
Напоминают, отчитывают, кричат, платят (за работу), либо делают работу за ребенка.
Обучение детей на последствии их собственных действий:
Надо вместе распределить домашние обязанности между членами семьи и четко определить, чем чревато невыполнение работы по дому (например, все должны ждать обеда, если не вымыта посуда или не накрыт стол). Подобные методы действуют лучше всего, если от нерадивости страдают все дети одновременно.
Результат:  Дети учатся  вносить свой вклад в обслуживание потребностей семьи.


5. Ребенок не идет вовремя спать.
Что обычно делают родители:
Напоминают, отчитывают, устраивают скандал, заставляют, наказывают. Обучение детей на последствии их собственных действий: Следует вместе с ребенком установить время отхода ко сну, если он его игнорирует, в течение двух дней  отправлять его спать раньше, затем попробовать снова. Маленьким детям надо предложить выбор иди спать сам или я тебя отнесу (повторять каждый раз, когда ребенок вскакивает с постели). 
Результат:
 Ребенок сам начинает следить за временем отхода ко сну.

6. Ребенок отказывается одеваться и стричься «как положено». 
Что обычно делают родители:
Покупают ребенку «правильную» одежду, заставляют стричься и т.п. Обучение детей на последствии их собственных действий: Можно предоставить ребенку большую свободу в выборе стиля одежды (в разумных пределах). Надо разрешить ребенку разок-другой промокнуть и продрогнуть (опять же в разумных пределах), но не настаивать на том, чтобы он потеплее одевался. Если вы идете куда-нибудь всей семьей, следует настоять на своих правах («ребенок должен быть одет прилично») или оставить ребенка дома (если нужно, с няней).
Результат:
Ребенок учится делать выбор и принимать решения относительно стиля в одежде и прическе.

7. Ребенок не делает уроки.
Что обычно делают родители:
Ругают, предупреждают, читают нотации, заставляют ребенка делать домашнюю работу под своим присмотром.
Обучение детей на последствии их собственных действий:
Необходимо проявлять интерес к домашней работе ребенка, возможно даже помогать ее выполнять (задавать вопросы о домашней работе, предоставлять необходимую помощь). Дать ребенку возможность получить выговор от учителя за невыполненную или плохо выполненную домашнюю работу.
Результат:
Ребенок начинает ответственно подходить к выполнению домашних заданий, одновременно улучшая качество своих отношений с родителями.


Меморандум от Вашего ребёнка

1. Любите меня таким, каков я есть. Я – это Я, и это прекрасно
2. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это всё
3. Не будьте непоследованными. Это сбивает меня, с толку
4. Не давайте невыполнимых обещаний. Это подорвёт мое доверие к Вам.
5. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я нарочно говорю и делаю вещи, огорчающие Вас. Просто мне не хватает Вашего внимания
6. Не огорчайтесь так сильно, когда я говорю – «Я ненавижу Вас». В действительности я этого не имею в виду, но я хочу, чтобы Вы пожалели о том, что Вы сделали по отношению ко мне
7. Не заставляйте меня чувствовать себя меньше, чем я есть, на самом деле
8. Не делайте за меня то, что я могу сделать сам
9. Не делайте мне замечания, а присутствии других людей. Я восприму эти замечания, если Вы спокойно поговорите со мной наедине
10.  Не пытайтесь обсуждать моё поведение в пылу конфликта, давайте сделаем это не сейчас, а позже
11.  Не пытайтесь поучать меня. Вы удивились бы, узнав, как прекрасно я знаю, что такое «хорошо», и что такое «плохо»
12.  Не заставляйте меня считать, что мои ошибки – преступление. Я должен научиться делать ошибки, не считая при этом, что я никуда не гожусь
13.  Не придирайтесь и не ворчите. В противном случае мне придётся притворяться глухим, чтобы как – то защититься
14.  Не забудьте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я учусь, поэтому примиритесь, пожалуйста, с этим
15.  Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте
16.  Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже Вашего достоинства. Прямое и честное извинение вызывает у меня удивительное тёплое чувство по отношению к Вам
17.  Не забывайте, что мне необходимы понимание и поддержка. Счастье – это когда тебя понимают, не так ли
18.  Относитесь ко мне так, как Вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже буду Вашим другом!
  Говорят дети – наше будущее. Но если Мы забываем при этом, что они и наше настоящее – ждите беды и скверного будущего.
  Ребёнку нужны не только хлеб, но и наша доброжелательность, уважение его человеческого достоинства, признание этих человеческих прав, на жизнь, на нашу любовь и заботу, на счастливое детство, на здоровье и безопасность, развитие способностей и воспитание с уважением к будущему. И сегодня, и завтра, и всегда.
  Помните, пожалуйста, об этом, уважаемые Мамы и Папы!!!

Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов

     Если у детей преобладают черты сангвистического темперамента:
• Важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;
• Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки);
• Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не закончен первый);
• Целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное – показать ребенку качественный результат добросовестных действий;
• Важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;
• Учить внимательно относится к товарищам, устойчивые отношения.


Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов

     Если у детей преобладают черты холерического темперамента:
• С пониманием относится к проявлению активности ребенка;
• Говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
• Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение – все должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия;
• Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, соревнуются), конструирование, рисование, лепка – все что требует усидчивость;
• Воспитать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);
• Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
• Необходимо строго соблюдать режим дня.

Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов

     Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
• Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;
• Не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
• Следует чаще хвалить его за скорые действия;
• Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
• Следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
• Побуждать ребенка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
• Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;
• Привлекать ребенка к деятельности в коллективе.


Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов

     Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
• Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относится к новому человеку;
• Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;
• Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определенно;
• Ребенку полезно заниматься спортом;
• Необходимо разнообразить жизнь ребенка;
• Надо привлекать к совместному труду со взрослыми;
• Важно развивать у него общительность;
• Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ АДЕКВАТНУЮ – НЕ ЗАНИЖЕННУЮ И НЕ ЗАВЫШЕННУЮ – САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА, СТАРАЙТЕСЬ:

• в любом, самом неудачном рисунке, самой неудачной попытке самостоятельно одеться и т.д. найти что – то, что хорошо получилось;
• вселять в ребенка уверенность в своих силах: «У тебя обязательно получится, может быть, завтра, может быть через неделю, но получиться»;
• декларировать право ребенка на ошибку;
• вовремя извиняться перед ребенком и не стесняться своих ошибок;
• постепенно научить ребенка спокойно признавать свои ошибки;
• договариваться с ребенком ровным тоном – без заискивания и без угроз;
• при необходимости не повышать тон, а понижать его – ребенок вынужден будет прислушиваться;
• иногда действовать «от противного» - «Ты сегодня игрушки ни в коем случае не убирай!» «Вот эту кашу и это молоко сегодня и не думай есть!»;
• подчеркивать, что любите своего ребенка в любом случае, даже если огорчены, обижены, возмущены  каким – то его проступком;
• быть искренним со своим ребенком, не играть перед ним роль «правильной мамы» или «идеального папы» - дети отлично чувствуют фальшь и перестают уважать неискренних взрослых;
• при каждом удобном для этого случае поглаживать ребенка по спине, рукам, приобнимать  и не  стесняться  «чмокать» утром, на ночь, а успех, за подарок;
• обязательно поощрять за реальный успех;
• хранить фотографии семейных событий, праздников, походов, оформлять их в альбом вместе с ребенком, периодически их пересматривать;
• обязательно хранить лучшие рисунки и самодельные подарки ребенка родителям – нет ничего более страшного для ребенка, чем обнаружить в пыли  под диваном  рисунок, который он с трепетом рисовал маме  на день рождения.